Овладение элементами трудовой деятельности в процессе сюжетно-ролевой игры

Цели и задачи

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность сюжетно-ролевой игры, обеспечивающей эффективность процесса овладения элементами трудовой деятельности детьми старшего дошкольного возраста.

Введение и актуальность


Четвертый компонент - результат труда - обязательный компонент деятельности, если нет результата, то нет и завершенного трудового процесса. Малыши видят результат труда только в оценке данной воспитателем. Старших детей интересует: для кого предназначен результат труда. Повышается требовательность к качеству работы. В этом возрасте происходит сравнительное оценочное отношение, дети способны не только заметить ошибки, но и проанализировать их причины. Достижение результата в работе над простейшими игрушками не только вооружает детей умением трудиться, но и дает им возможность принять участие в изготовлении практически нужных вещей. Все это меняет отношение детей старшего дошкольного возраста к труду, у них возрастают собственные требования к качеству выполняемой работы, ее оценки.
По мере формирования основных компонентов трудовой деятельности (постановка цели, планирование и достижение результата) меняется и отношение ребенка к труду. Теперь сам процесс труда доставляет детям радость [7].
Организуя трудовую деятельность нужно помнить, что труд должен, быть целесообразным, полезным для развития ребенка, посильным и результативным.
В старшей группе увеличивается значение трудового и нравственно - волевого воспитания детей. Дети должны проявлять все большую активность в труде. Учитывая возрастные возможности детей, наличие отдельных трудовых навыков, воспитатель ведет свою работу в двух направлениях:
-обучение новым трудовым действиям (в связи с появившимся новым содержанием труда);
-последовательное формирование умений осуществлять целиком трудовые процессы.
Для достижения желаемого результата, человек определенным образом управляет выполняемыми физическими действиями, используя различные умственные операции. При этом в развитии ребенка особое значение имеют время и формы включения умственной деятельности в практическую, и перестройка последней. Любая деятельность человека требует использования определенных движений и способов действия, т.е. навыков и умений.
Навыки - это обычно простые движения или действия с предметом, орудием, инструментом, автоматизированные в результате многократных повторений. Любая разумная деятельность человека не сводится к навыкам. Человек должен уметь самостоятельно использовать системы, или наборы освоенных им навыков, он должен критически оценивать получаемый результат, проверять успешность своих действий, т.е. выполнять, помимо физических еще целую систему умственных, мыслительных операций. Повторение таких сложных многочисленных умственных действий ведет к выработке умений, т.е. освоения способов действия [9, с.156].
Трудовые умения - это способность человека к эффективному выполнению определенной деятельности на основе комплекса знаний, который реализуется в трудовой деятельности.
Цель всякого трудового обучения – формирование умений, определяющих продуктивность, качество и скорость деятельности. «Умение, - пишет К.К. Платонов, - это высшее человеческое свойство, формирование которого является конечной целью педагогического процесса, его завершением». Важнейшими характеристиками умений являются их сознательность, целенаправленность произвольность и то, что Е.А. Милерян называет наиболее сложной, синтетической особенностью умений, «адекватность способов достижения цели по отношению к изменяющимся условиям деятельности».
Дети организовывают свою деятельность самостоятельно, воспитатель только косвенно помогает им. В связи с поставленной перед ними целью дети могут отбирать все необходимое для работы, готовить место, чтобы удобно было выполнять ее, обдумывать ход реализации задания (что нужно делать и в каком порядке), после работы за собой все убирать. Овладевая этими умениями, дети постепенно становятся более организованными, стремятся действовать четко, начинают понимать, что от хорошей подготовки к работе, предварительного обдумывания ее хода зависит своевременность выполнения задания и качество результата.
Таким образом, внимание педагога, работающего с детьми старшей группы, должно быть обращено на следующие моменты:
-обучение трудовым действиям, необходимым ребенку для выполнения новых целей труда;
-формирование умения планировать трудовой процесс (предварительно выделять способ действия);
-формирование умения планировать трудовую деятельность в целом (включая подбор оборудования, организацию рабочего места).
Формирование двух последних умений осуществляется как на специальных занятиях по трудовому обучению, так и конструктивной, изобразительной деятельности [21, с. 62].
Работа по трудовому обучению детей старшего дошкольного возраста строится в нескольких направлениях:
-совершенствование всех видов навыков и умений, повышение уровня их самостоятельности;
-формирование умения планировать и организовывать не только индивидуальный, но и коллективный труд;
-разъяснение детям зависимости между занятием (целью) и требованиями к его исполнителю;
-формирование новых трудовых навыков при использовании нового содержания труда.
У дошкольников к шести годам проявляется интерес к отдельным видам труда. Поэтому воспитатель стремится поручить ребенку тот участок работы, который ему по душе, где он сможет добиться лучшего результата.
Постепенно воспитатель начинает привлекать детей к распределению общего труда, подчеркивая необходимость соблюдать правило: делить работу между товарищами нужно справедливо. Также педагог формирует у детей умение планировать коллективный труд. Учит подбирать материал, оборудование, организовывать рабочее место, распределять объем работы между участниками, определять способ ее выполнения. Участие дошкольников в труде позволяет им не только приобрести трудовые и организационные навыки и умения, но и совершенствовать их качество [21].
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности (при условии сформированности всех других компонентов детского труда). Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

Заключение и вывод

В ходе выполненного исследования нами была проведена теоретическая и опытно-экспериментальная работа по формированию трудовых умений детей старшего дошкольного возраста.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, присоединяясь к точке зрения А.С. Макаренко считаем, что труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации. Ребенок никогда не узнает, что такое труд, пока на личном опыте, при умелом руководстве взрослого не преодолеет своей робости, не приобретет трудовых навыков, а главное, опыта самостоятельного выполнения той или иной работы. В то же время под понятием «трудовые умения» в след за Л.И. Сайгушевой мы считаем, что это способность человека к эффективному выполнению определенной деятельности на основе комплекса знаний, который реализуется в трудовой деятельности.
В старшем дошкольном возрасте в овладении элементами трудовой деятельности важной задачей является воспитание навыков организации своей и общей работы, умение готовить заранее все необходимое, убирать использованные инструменты по окончании работы, предварительно очистив их от грязи, пыли, приводить, в порядок рабочее место. В старших группах решается задача формирования элементарных навыков планирования, умения намечать последовательность работы, распределять обязанности между участниками, договариваться о совместной уборке после труда и т.д. Педагог при этом формирует положительные взаимоотношения между детьми, умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать качество работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
В старшем дошкольном возрасте активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности (при условии сформированности всех других компонентов детского труда). Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.
В процессе экспериментальной работы были решены задачи по овладению элементами трудовой деятельности детьми старшего дошкольного возраста, повышению педагогической культуры взрослых по решаемой проблеме.
Экспериментальная работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 26 г. Челябинска».
Результаты констатирующего и формирующего экспериментов для экспериментальной и контрольной групп показывают, что к концу опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе увеличилось количество детей высокого и среднего уровней соответственно на 30% и 10% и количество испытуемых низкого уровня уменьшилось на 40%. Сравнение результатов в экспериментальной и контрольной группах на этапах констатирующего и формирующего экспериментов показывает расхождение результатов этих групп на вышеназванных этапах: на этапе констатирующего эксперимента расхождение незначительное: высокий уровень на 6%, средний уровень на 10%, низкий уровень на 4%. На этапе контрольного эксперимента расхождение в результатах увеличилось: высокий - на 30%, средний - на 5%, низкий - на 25%.
Изменились качественные характеристики педагогов по формированию трудовых умений детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, анализ полученных количественных и качественных результатов экспериментальной работы показал, что цель исследования достигнута, задачи решены,.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ