Дискуссия как метод формирования коммуникативных навыков в старших классах средней школы

Цели и задачи

Цель исследования: теоретическое обоснование методических аспектов развития коммуникативных умений старших школьников с применением дискуссии как показателя сформированности коммуникативных умений.

Введение и актуальность


Межличностная функция позволяет нам установить и поддерживать желаемые социальные и рабочие отношения. К этой функции входит выражение симпатии, радости в связи с успехом другого, забота о благосостоянии других людей, назначения или отмены встреч, согласие или несогласие, то есть все то, что мы используем в повседневных ситуациях и делает возможным и приятным отношения с другими людьми.
Коммуникативная деятельность, как и другие виды деятельности, для ее эффективного осуществления требует наличия специфических умений, то есть таких коммуникативных способностей, как умение выбирать наиболее целесообразную позицию и стиль общения с собеседником в той или иной конкретной ситуации; умение предупреждать и решать межличностные конфликты, выбирать оптимальную стратегию поведения в конфликтной ситуации; умение определять социально-психологическую дистанцию ​​в общении с собеседником, обеспечивать необходимый уровень персонализованости и статусной регламентированности общения; способность влиять на собеседников, настаивать на своем, проявлять уверенность в себе, сочетать требовательность с предоставлением свободы для проявления инициативы собеседника; умение находить эмоциональный контакт, налаживать отношения взаимной симпатии и доверия, проявлять доброжелательность и тактичность в общении [16]. Если говорить о коммуникативной деятельности в учебном процессе, то коммуникатор как заинтересованное лицо должно создавать условия, используя разнообразные средства.

Заключение и вывод

Дискуссия - устная (письменная) форма организации речи, в процессе которой рассматриваются противоположные точки зрения; коммуникативное взаимодействие группы учащихся, организуется для обмена мнениями, обсуждения спорного вопроса. Рассмотрение дискуссионных проблем способствует повышению у школьников интереса к высказыванию, развития их речи, умственных способностей, памяти, внимания, критического мышления и других психических качеств. Таким образом, дискуссия - это публичное обсуждение любого спорного вопроса, в процессе обсуждения которого рассматриваются различные точки зрения, что формирует и развивает научное мировоззрение старшеклассника.
Как правило, в школе практикуют учебные дискуссии, в которой понимаем рассмотрение спорного вопроса направлен на анализ, объяснение и сопоставления противоположных высказываний учащихся.
Таким образом, учитывая важность дискуссии в обучении учащихся старших классов, разнообразную типологию и богатство форм проведения, приходим к выводу, что умелое использование данного метода – многоаспектная проблема проблема, которая включает формирование и развитие умений и навыков старшеклассников воспринимать научная речь одноклассников, понимать его, делать анализ строить собственные высказывания разных жанров и отстаивать их, уметь вести полемику, следить за развитием своего интеллекта и коммуникативных умений.
Нами было выявлено, что коммуникативные умения по всем показателям преимущественно развиты на среднем и низком уровне. В основном это обусловлено психологическими факторами, ассоциированными с вхождение в новую социальную роль.
Урок получился тематически целостным и логически завершённым, и вместе с тем, просматривается его органическая связь с предшествующими занятиями в тематическом блоке. Учащиеся 11 класса с интересом погрузились в работу, ответственно подошли к выполнению домашнего задания, приняли активное участие в обсуждении. В результате урока произошло приобщение школьников к самой сути деятельности социолога исследователя.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ