Имидж педагога начальных классов как фактор становления личности младшего школьника

Цели и задачи

Целью исследования является:выявление основных профессиональныхтребований к имиджу педагога.

Введение и актуальность


Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для “обсуждения” межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно и самопроизвольно и обусловлено импульсами нашего подсознания; т.о., отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения. Вот 10 основных категорий информации о говорящем (учителе), которые в рамках невербального канала акустическим путем передаются слушателю (ученику), независимо от того, что говорит человек [15]:
индивидуально-личностная;
эстетическая;
эмоциональная;
психологическая;
социально-иерархическая
возрастная
половая
медицинская
пространственная и другие.
А сейчас рассмотрим наиболее важные позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика, то есть имиджа:
1.Общетелесное самораспоряжение (манера перемещаться по классу, излюбленные позы и избираемые точки-позиции той или иной длительности пребывания). [24]
повышенная подвижность во всех ее формах легко становится отвлекающим фактором;
у каждого человека в силу его индивидуальности, например, типологической, имеется свой диапазон подвижности. И, скажем, у учителя-флегматика с его умеренной подвижностью есть свой максимум этого качества, и он воспринимается школьниками приблизительно так же, как и предельно интенсивное
психологический эффект педагогического воздействия в малой степени зависит от абсолютной силы поведенческого фактора, он обусловлен его уместностью и относительной мерой в рамках возможностей учителя;
умеренная или даже намеренно ослабленная интенсивность поведенческого воздействия нередко приводит к желательным и значительным результатам.
2. Жестикулярная выразительность является одним из самых ярких средств выражения отношения к ученикам. Отметим следующий парадокс: то, что наиболее частотно в нашем двигательно-поведенческом облике, то - менее всего нам известно. Это происходит в силу укоренившейся привычки жестикулировать определенным образом, выходящей на уровень во многом автоматизированного поведения. Однако воспринимающим нас людям эта форма поведения первоочередно бросается в глаза и учитывается при формировании мнения о человеке. [23]
3. Мимическая выразительность. Эта поведенческая сфера имеет еще более высокий информационно-выразительный и воздейственный уровень. Ведь мимика наиплотнейшим образом смыкается с речью, хотя, безусловно, может быть использована преподавателем и автономно - в “чистом виде” без словесного сопровождения. [35]
4. Интонационное поведение - это психическое явление вполне правомерно обозначить термином “поведение”, поскольку оно охватывает большую сферу учительской деятельности, динамично и по воздейственности превосходит другие поведенческие показатели. Совершенно не случайно, что одно и то же обращение педагога может восприниматься школьниками по-разному. [23]
5. Саморегуляция речи - выражается в управлении учителем громкостью звучания речи и ее темпо-ритмической характеристикой. [35]
Известно, что собственно информационная сторона речи учителя еще не является фактором передачи знаний. Весьма важно и то, как звучит содержательная речь. Это требование к устной речи особо возрастает, когда в роли воспринимающих ее выступают дети - главная учительская аудитория.
Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая свой образ, учитель тем самым самосовершенствуется. Личностное как нечто внутреннее проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества. При этом деятельность выступает как бы гранью перехода личностного внутреннего во внешнее - продуктивное. Это чаще всего - оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление, экспрессия, умение транслировать свою неповторимую личность, делать ее оригинальной в каждом компоненте педагогического процесса - от цели и задач до отбора содержания, средств, способов и приемов их презентации, а также в стиле общения со всеми участниками целостного педагогического процесса, в каждой эмоциональной реакции на поведение школьников, в разрешенной себе степени свободы импровизации на уроке.
Внутренний образ - это прежде всего культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие. [42]
Внешний образ - это техника игры и игровая подача, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к действительности, владение умением самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая режиссура всего хода урока. [42]

Заключение и вывод

Целью данного исследования являлось выявление основных требований к имиджу педагога.
Теоретическое исследование имиджа педагога показало, что имидж – это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально-окрашенный образ. В ходе исследования было выяснено, что существует три подхода к классификации имиджа: функциональный, контекстный и сопоставительный. Имидж осуществляет две группы функций – ценностные и технологические.
Анализ различных точек зрения позволил определить содержание имиджа: визуальный облик, вербальный компонент, невербальный стиль, профессиональная компетентность, личностные качества, репутация, глубина и ширина знаний, гибкость в общении, а также наличие энтузиазма и искренности.
В ходе исследования удалось сформулировать основные требования к имиджу педагога:
1. Внешний вид педагога должен быть опрятным, макияж и маникюр не яркими. В одежде предпочтителен классический стиль, но с модными тенденциями. Аксессуары не должны отвлекать внимание, то есть не должны быть массивными, броскими, желательно из благородных металлов.
2. Речь педагога должна быть заранее подготовленной, но с импровизационным компонентом. Особое внимание необходимо уделить голосу, его громкости, ритму и мелодике.
3. Педагогу необходимо развивать свою невербальную «речь». Жесты должны активизировать познавательные процессы учащихся: внимание, память, мышление, воображение и восприятие. Лицо должно быть доброжелательным и выражать желание взаимодействовать с учащимися.
4. Педагог должен развивать в себе профессионально-значимые личностные качества, искореняя негативные и профессионально-противопоказанныекачества личности.
5. Педагог должен развивать педагогические способности, а также постоянно повышать квалификацию.
6. Педагог должен стремиться к формированию собственной положительной Я-концепции.
7. Педагог должен следить за своим образом жизни и репутацией.
В результате исследования была сформирована технология построения имиджа педагога, которая состоит из пяти этапов: определение требований аудитории, оценка сильных и слабых сторон педагога как объекта формирования имиджа, формирование образа, поведения и личностных характеристик, перевод их в визуальную, вербальную и событийную формы, а также оценка качества полученного имиджа педагога.
В дальнейшем, представляет интерес разработка более качественной и полной концепции формирования имиджа педагога и ее экспериментальное апробирование.Также представляет интерес разработка инструментария и методик формирования педагогического имиджа и внедрение специалиста по педагогическому имиджу в школы с целью помощи педагогам и администрации в разработке собственного имиджа для повышения статуса и престижности учебного заведения.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ