Дисциплина школьников и пути её установления

Итогом воздействия дисциплины на ученика Л.Е. Раскин обозначил воспитание такого качества личности – сознательность. Признаками сознательности автор считает: исполнительность, точность выполнения действия, вежливость, умение управлять своими потребностями, желаниями, эмоциями, поведением, развитое чувство личного и общественного долга, чувство чести, готовность подчинять им свои собственные интересы.
В.Е. Гмурман относит к методам и приемам дисциплинированности все те, которые часто используются в повседневной жизни: приучение, упражнение, убеждение, привлечение, принуждение, при этом он предупреждает, что не следует ограничиваться одним приемом. Сочетая все способы влияния на детей, постоянно анализируя собственное поведение, критически оценивая достигнутые результаты, учитель имеет возможность найти нужную линию формирования дисциплинированности учащихся.
По мнению Н.К. Гончарова, в дисциплине правильно сочетаются методы убеждения и принуждения. Честно трудиться – это обязанность, которая присуща нашему обществу, где каждый человек имеет право трудиться. «…В школе мы воспитываем такую дисциплину, которая дает возможность активно включиться в нашу многогранную творческую жизнь… Воспитание дисциплины в школе является длительным и трудным процессом».
Под дисциплиной в школе автор понимает такую дисциплину, которая обращается к разуму, воле и чувствам воспитуемого ребенка. Чем больше совершенствуется ребенок умственно, тем больше воспитывается его воля, и развиваются чувства, чем больше требовательности предъявляется к нему, тем его поступки и действия становятся все более осознанными. Дисциплина не только не исключает инициативы и творчества, а подразумевает их. Поэтому задачей школы является не только обеспечить на уроках дисциплину как необходимое и условие успешного обучения, но и более сложная – воспитать у школьников дисциплинированность как высокое качество морали, которая является важной чертой характера.
Большую роль в разработке нравственных проблем воспитания отводил дисциплине В.А. Сухомлинский. В одном из разделов книги «Рождение гражданина», названном «Дисциплина и самодисциплина», автор рассматривает эти понятия под углом зрения ответственности перед коллективом и перед самим собой. «Гармоничное воспитание – это одновременно воспитание дисциплины, которая не существует без умения человека заставить себя делать то, что является необходимостью и полезностью в обществе. Однако главное – установка на воспитание на самодисциплины».
Представления о воспитании дисциплины 70-х годов наиболее широко представлены в «Теории и методике коммунистического воспитания в школе». Сущность дисциплины как педагогического явления в подходе авторов заключается в том, что она, выступая необходимым условием плодотворной деятельности, а также влиятельным средством ее организации. Готовит ребенка в период обучения к социальным отношениям, так как она, с одной стороны, обеспечивает овладение личностью путями ограничения своего поведения, и с другой, предлагает ей образ действия одобряемого поведения человека в конкретных условиях.
Дисциплинированность, в свою очередь, рассматривается как сложная черта личности, связанная с умениями и привычками управлять своим поведением, руководствоваться в своей деятельности общими правилами.
С помощью контент-анализа рассмотренных нами определений понятия «дисциплина» мы выявили частоту употребления словоформ, образующих данный термин и указали в таблице 1.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ