Деятельность полиции при возникновении групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков

Цели и задачи

Введение и актуальность


В то же время для субъектов права на проведение публичных мероприятий существуют некоторые особенности регулирования. Так, особые условия участия в государственных мероприятиях предусмотрены для военнослужащих, которые соответствуют их назначению и роли, которую они выполняют в государстве. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие вправе в свободное от работы время участвовать в митингах, собраниях, уличных шествиях, демонстрациях, пикетированиях, которые не преследуют политических целей и не запрещены федеральными органами государственной власти и управления, местными органами власти.
Интересный подход законодателя закреплен в Федеральном законе от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Закон N 124-ФЗ), где в качестве одной из форм гарантий прав и законных интересов ребенка закреплено, что студенты, школьники в образовательных учреждениях, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений, могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по защите своих нарушенных прав. Руководство образовательного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и демонстраций, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, если выборными представителями обучающихся, воспитанников выполнены условия для этих встреч и митингов, установленные уставом образовательного учреждения.
Такие собрания и митинги не могут проводиться в нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедур, обеспечения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному процессу. Под учеником, студентом Закон N 124-ФЗ предполагает ребенка в возрасте до 18 лет, т.е. не достигшего совершеннолетия.
Очевидно, что законодатель снизил минимальный возраст для перечисленных в законе физических лиц с учетом установленного Конституцией РФ возраста для участия в публичных мероприятиях, чем спровоцировал коллизию между нормами Конституции РФ и Закона N 124-ФЗ. Таким образом, проводимые в стране политические преобразования вызывают необходимость выработки адекватных современным условиям и процессам средств и методов совершенствования непосредственной демократии. Для осуществления данной задачи требуется глубокая научная проработка прежде всего проблем конституционного права граждан на мирные собрания, поскольку оно является одним из основополагающих прав, закрепленных в Конституции РФ.
В современных условиях развития России право на мирные собрания является одной из форм прямой демократии. Оно является средством прямой и обратной связи между гражданами, их объединениями и государственными органами.
В настоящее время проведение публичных мероприятий рассматривается общественностью как крайняя форма демократии. Это связано с недостаточностью разработки проблемы реализации права граждан на мирные собрания в теоретическом и практическом плане. Особую значимость приобретает изучение и обобщение накопленного зарубежными государствами опыта в данных вопросах и внедрение его в правовую систему и правоприменительную практику.
Недостаточность изучения понятий, принципов, форм деятельности различных субъектов обеспечения права на мирные собрания не позволяет внедрять действенные меры по совершенствованию законодательства России о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях. Данная работа в определенной степени позволит восполнить пробелы в теоретической и правоприменительной практике конституционно-правового механизма реализации права свободы мирных собраний.
 

Заключение и вывод

Общество не в равной мере подготовлено к реакции на существенные изменения в жизни социума. В связи с этим и реакция на изменения бывает разной. Та часть членов общества, которая объединена в различные организации (как официально зарегистрированные, так и неформальные), оказывается более подготовленной к реагированию, т.к. ей не требуется времени на консолидацию, выбор органов управления, оформление себя как организованной силы. Как правило, на начальной стадии реагирования многое зависит от руководства организаций. В том случае, если руководство настроено конструктивно, оно определяется со своим отношением к произошедшим событиям, возможно, принимает какой-либо акт (меморандум, заявление, обращение к членам и т.д.), иными словами, вырабатывает линию поведения и в дальнейшем требует от членов организации неукоснительного следования этой линии, используя как гарантию внутриорганизационную дисциплину. 
В дальнейшем возможна корректировка курса организации под влиянием мнения большинства членов организации, но на начальном этапе развития событий руководство организации может удержать рядовых членов от экстремистских действий.
Совсем по иному сценарию могут развиваться события в случае, когда руководство организации стремится к нагнетанию напряженности и обострению борьбы. В этом случае неспособность большинства членов организации объективно оценить происходящее может быть использовано для принятия неадекватных решений, которые будут проводиться в жизнь с использованием вышеупомянутой внутриорганизационной дисциплины.
Во всяком случае, при реализации потенциально рискованных решений необходимо принимать в расчет возможную реакцию наиболее влиятельных общественных организаций и движений.
Несколько иначе обстоит дело с возможной реакцией большинства населения, которое не вовлечено в деятельность общественных организаций и представляет собой неорганизованную массу обывателей. При обострении общественно-политической обстановки в случае, когда затронуты жизненно важные интересы, возможны два наиболее типичных варианта поведения: стихийный, неорганизованный протест (включая самые острые его формы - голодные бунты, столкновения с силами правопорядка, погромы и т.д.); присоединение к действующей оппозиционно настроенной силе (общественной организации, общественно-политическому движению и т.д.), выдвигающей требования, созвучные требованиям, неясно осознаваемым большинством обывателей.
Первый вариант, как бы страшно на первый взгляд он ни выглядел, представляет собой меньшую угрозу балансу сил в обществе. Стихийные выступления, как правило, легко подавляются и в дальнейшем легко превентируются.
Второй вариант таит в себе большую угрозу равновесию сил в обществе, т.к., во-первых, примыкая к оппозиционной организации, массы обывателей способствуют возрастанию ее авторитета, которое может быть использовано для изменения соотношения сил на политической арене; во-вторых, действия масс обывателей принимают организованный характер, они управляемы и направляемы.
Таким образом, на скрытой стадии конфликта необходимо сосредоточить основное внимание на оказании превентивного воздействия на потенциальных участников конфликта с тем, чтобы не допустить нарушения равновесия общественных сил. Цель превентивного воздействия в том, чтобы не дать деструктивно настроенной части оппозиции воспользоваться моментом и изменить соотношение политических сил на арене, а следовательно, и социальное равновесие, тем более что в основе численного прироста сторонников оппозиции будет лежать во многом неосознанный протест масс обывателей.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ