Проявления тревожности у умственно отсталых детей младшего школьного возраста

Цели и задачи

Цель исследования: изучить и установить факторы, определяющие возникновение тревожности у младших школьников с умственной отсталостью в процессе учебной деятельности.

Введение и актуальность


С. Салливен представляет организм в качестве энергетической системы, которая колеблется между несколькими точками: состоянием покоя, расслабленности (эйфория) и максимальным напряжением, которое вызывается потребностями организма и тревогой. Тревога может быть обусловлена реальными или кажущимися угрозами безопасности индивидуума.
Тревожность является одной из базовых характеристик личности, а также определенной детерминантой развития. Появившись в раннем детстве в процессе неблагоприятного взаимодействия со средой, тревожность сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Избавление от чувства беспокойства для индивида становится «центральной потребностью» и определяющей силой его поведения. Человек вырабатывает различные «динамизмы», которые являются способом избавления от страха и тревоги.
Э. Фромм [47] причину тревожности находит в особенностях исторического развития социума. В средневековом обществе человек не имел свободы, однако он и не был изолирован и одинок, поэтому не ощущал тревоги, беспокойства, как при капиталистическом строе общества, когда оказался «отчужден» от объектов, природы, окружающих людей. Еще с момента первобытного общества существовали первичные узы, связывающие человека с миром. При капитализме данные узы исчезают, появляется свобода и, одновременно, изоляция от природы и окружающих людей, которая является причиной неуверенности, беспокойства и тревоги. Способом устранить возникшую тревожность является устранение подобной «негативной свободы», или отстранение от самого себя, связанной с попыткой устранить тревожность.
Общим для описанных концепций является отсутствие разграничения между беспокойством и тревожность. Оба состояния выступают как угроза, провоцирующая возникновение страха у ребенка.
Лерсилд A. Понимает состояние страха, беспокойства и тревоги как ответ человека на явления, возникающие непосредственно вокруг него. Данные состояния возникают уже у младенца в ответ на громкие звуки, резкое перемещение или потерю опоры, разнообразные резкие воздействия, действие которых началось внезапно, и ребенок был к ним не готов. в реакцию субъекта на события, происходящие непосредственно в окружающей обстановке. Однако многие раздражители начинают беспокоить человек в гораздо более старшем возрасте. [19].
К.Роджерс также обращался к понятию «тревожности» [37].
В процессе взаимодействия с внешним миром у человека складывается самооценка. Самооценка может образовываться и как непосредственно результат опыта взаимодействия, и заимствоваться из представлений других людей и присваиваться как выработанная самостоятельно.
Сформированные представления человек пытается проверить в практическом взаимодействии с миром, однако не для всего это оказывается возможным. Непроверенные представления выступают источником неадекватного поведения, имеющего вредные последствия, и соответственно, становятся источником тревожности, т.к. человек не понимает причины возникновения подобных последствий.
Еще одну причину тревожности К. Роджерс находит в неосознанных явлениях, имеющих угрожающее значение для человека. Неосознанное восприятие подобных явлений вызывает соответствующие вегетативные реакции организма и понимается как необоснованная тревога.
Центральный конфликт личности и главная тревога вытекают из пропорции между двумя системами личности – сознательной и бессознательной. Если взаимодействие между ними налажено продуктивно, то тревожность не возникает, человек спокоен. Если взаимоотношения систем рассогласованы, то появляется тревожность, беспокойство.
Механизмом избавления от тревоги выступает гибкость человека в плане умения быстро пересмотреть собственную самооценку, вносить в нее изменения при необходимости.
Т.е. конфликт, являющийся причиной тревожности, разворачивается внутри самого человека между самооценкой, возникшей на основе прошлого опыта, и актуальным опытом, продолжающим накапливаться.
Д.С.МакКлеланд также причины возникновения тревоги находил в конфликте самооценки, дисгармоничных представлениях о себе, которые являются источником фрустрации и, соответственно, возникновению тревоги.
Фриц (позже Фредерик) Перлз понимал тревогу как следствие конфликта постоянно действующих закономерностей в формировании личности: тенденции к актуализации "я-концепции" (идеальному образу) и самоактуализации (реализации своих реальных свойств).
Анализ основных теорий зарубежных психологов, рассматривающих тревожность, демонстрирует два основных взгляда на природу тревожности: тревожность сопровождает человека с рождения либо тревожность возникает как ответная реакция на агрессивную по отношению к человеку внешнюю среду.
Мы не можем среди зарубежных авторов выделить тех, кто четко придерживался бы одного из подходов. Они постоянно переплетаются в описанных теориях. Так, К. Хорни или С. Салливен, которые причисляют тревогу к базовым свойствам человеческой личности, тем не менее делают акцент на ее социальном происхождении, роли определенной социальной ситуации в детстве в возникновении тревоги и тревожности.
Э. Фромм, который в происхождении тревоги видит социальные причины, детерминантой возникновения тревожных состояний все-таки называет нарушение «естественных социальных связей», «первичных уз». Т.е. появление тревожности обусловлено влиянием социальных сил на биологическую природу.
Такая же неопределенность в роли социальных и биологических причин в возникновении тревожности отмечается и в остальных концепциях. Кроме того, зарубежные авторы не проводят границ между необоснованной тревожностью и тревожностью, имеющей для своего возникновения реальные причины.
В отечественной психологии тревожность как результат действия внутреннего конфликта рассматривал В.Н. Мясищев. Он представлял внутренний конфликт как специфическое слияние субъективных и объективных аспектов, вносящих диссонанс в существенные взаимодействия личности, результатом чего является стойкое переживание эмоционального напряжения. Сила и яркость данного переживания (по сути, переживание тревоги) связан от личной субъективной важности нарушаемых взаимодействий. Важное место отводится противостоянию имеющегося личностного потенциала и соответствующих требований реальности.
Для того, чтобы справиться с тревожностью П.В. Симонов предлагал делать акцент не на трансформации требований или выработке нового взгляда на ситуацию, а обеспечению "Вооруженности". Проблемы, согласно представлениям П.В.Симонова, следует разрешать, т.к. длительное их действие провоцирует рост и усиление тревожности.
По мнению Б. Мещерякова и В. Зинченко [3], тревожность - это индивидуальная психологическая черта, отображающаяся в тенденции человека испытывать частые и достаточно сильные переживания тревоги, а также в низком пороге ее появления.
А. В. Петровский (35) понимаетт тревожность, как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий

Заключение и вывод


Темой данной исследования является «Проявления тревожности у младших школьников с умственной отсталостью».
Объектом данного исследования является состояние тревожности у младших школьников с умственной отсталостью.
Предметом исследования выступает механизм формирования тревожности у младших школьников с умственной отсталостью в процессе учебной деятельности.
Цель исследования: изучить и установить факторы, определяющие возникновение тревожности у младших школьников с умственной отсталостью в процессе учебной деятельности.
Задачи: 1) Изучить подходы к пониманию понятия «тревожность» в исторической перспективе;
2) Определить общие особенности психического развития детей с умственной отсталостью;
3)Выяснить современное состояние вопроса тревожности в психологии;
4)Изучить особенности механизма формирования тревожности младших школьников с умственной отсталостью в процессе школьного обучения.
Для проведения исследования нами был выбран метод анализа научной литературы.
В первой главе работы рассмотрены исторические аспекты формирования понятия «тревожность» в психологии. Было установлено, что к этой проблеме обращались многие ученые. Первым же обратил на нее внимание З.Фрейд. Общим для всех рассмотренных теорий было то, что возникновение тревожности всегда обусловлено наличием внутреннего конфликта: между сознанием и бессознательным, имеющимся потенциалом и требованиями деятельности и т.д. Однако ни одна из теорий не дала ясного ответа на то, какая природы у состояния тревожности – биологическая или социальная, а также в данных концепциях нет четкого разграничения между понятиями «тревога», «тревожность».
Также рассмотрены общие психологические закономерности формирования психических качеств ребенка с умственной отсталостью. Следует отметить, что некоторые особенности эмоциональной сферы таких детей: нестабильность, неадекватность эмоциональных реакций являются предпосылками для повышенного риска формирования тревожности при начале школьного обучения.
Во второй главе рассмотрены особенности современного подхода к пониманию тревожности. Так, Прихожан А.М. сделала попытку объединить биологическое и социальное в понятии «тревожность», выделив два типа тревожности: 1) беспредметную тревожность, когда человек не видит для существующей у него тревоги реальных причин или объектов ее приложения (обусловлена генетическими факторами);
2) тревожность как тенденция готовности к неблагополучию в разнообразных формах деятельности и коммуникации (возникает в процессе социального взаимодействия).
Кроме того, разделены понятия «тревога» (состояние беспокойства, возникающее в ответ на конкретную ситуацию) и «тревожность» (особое качество личности, склонность к расцениванию обычных ситуаций и объектов как источников угрозы).
Наконец, были описаны особенности проявления тревожности у младших школьников с умственной отсталостью
Начало учебной деятельности само по себе является стрессовым фактором для таких детей. Кроме того, эмоциональная незрелость, нестабильность, понимание ограниченности собственных способностей, специфическое отношение и негативное оценивание со стороны окружающих – все это является факторами возникновения тревожности младших дошкольников с умственной отсталостью.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ