«Вертикальные» антиконкурентные соглашения в конкурентном праве России.

Основными способами осуществления недобросовестной конкуренции на рынке финансовых услуг является введение в заблуждение потребителей посредством размещения ненадлежащей или недопустимой рекламы, злоупотребление доминирующим положением на соответствующем рынке, заключение антиконкурентных соглашений, приводящих, как правило, к навязыванию потребителям финансовых услуг.
Рассмотренные средства недобросовестной конкуренции достаточно распространены в современных реалиях, что вызывает необходимость включения вопроса о защите конкуренции в основные направления государственной политики.
Определение «вертикальным» соглашениям дано в пункте 19 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
«Вертикальное» соглашение — соглашение между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар. Не является «вертикальным» соглашением агентский договор.
То есть в большинстве случаев «вертикальное» соглашение — это соглашение между производителем и его дилерами.
Не все «вертикальные» соглашения запрещены антимонопольным законодательством.
Понятие безусловно запрещенных «вертикальных» соглашений (ограничение конкуренции доказывать не требуется) дано в части 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой запрещенным является «вертикальное» соглашение между хозяйствующими субъектами, если:
1) такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара;
2) такими соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, который является конкурентом продавца. Данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.
Еще два исключения для признания вышеперечисленных «вертикальных» соглашений запрещенными содержатся в статье 12 Закона о защите конкуренции «Допустимость «вертикальных» соглашений».
В соответствии с данной статьей допускаются «вертикальные» соглашения, которые являются договорами коммерческой концессии, а также такие «вертикальные» соглашения, ни один из участников которых не имеет ни на одном товарном рынке долю более 20 процентов.
Ряд «вертикальных» соглашений могут попадать под действие частей 3 и 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции (для признания их запрещенными необходимо доказать ограничение конкуренции).
Остальные «вертикальные» соглашения антимонопольным законодательством разрешены (допустимы).
Пример («Пищевая сода»).
Классическим примером дела по незаконным «вертикальным» соглашениям может служить дело о нарушениях антимонопольного законодательства на рынке пищевой соды, где основными доказательствами послужили не легальные договоры, а тайные дистрибьюторские соглашения и электронная переписка между ответчиками, полученные в результате внеплановых проверок.
В ходе антимонопольного расследования было установлено, что ОАО «Единая торговая компания» (ЕТК) и 10 его дистрибьюторов заключили «вертикальные» соглашения, которые привели к установлению цены перепродажи товара на рынке пищевой соды, тем самым нарушив ст. 11 Закона о защите конкуренции.
Ситуация осложнялась тем, что с декабря 2010 года ОАО «Сода», которое является единственным производителем пищевой соды в России, стало реализовывать пищевую соду по новой схеме, которая предусматривала дополнительное звено в торговых операциях, — ОАО «Единая торговая компания», т.е. ЕТК, монополизировало продажи пищевой соды в России.
Заключение между ЕТК и дистрибьюторами запрещенных «вертикальных» соглашений привело к полному устранению конкуренции на рынке пищевой соды и, как следствие, к удорожанию данного товара для конечного потребителя.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ