Царскосельский лицей как уникальное образовательное учреждение

Цели и задачи

Цель исследования: проанализировать Царскосельский лицей как уникальное образовательное учреждение.

Введение и актуальность


У любого ученика была отдельная комната. В первоначальные годы обучения оценок в лицее не устанавливали. Взамен этого профессора постоянно составляли характеристики, в каковых исследовали природные наклонности учащегося, его действия, старание, достижения. Полагалось, что детальная характеристика могла помочь работе с учащимся лучше, нежели однозначная оценка.
Воспитанники лицея ни в коем случае не были праздны. Здесь все без исключения было целенаправленно на формирование умственных заинтересованностей, поощрялось любое желание к познаниям. Таким образом, к примеру, Алексей Илличевский собирал материалы к биографиям знаменитых людей России, а Вильгельм Кюхельбекер составлял словарь, включающий выписки из творений родных ему по духу писателей-философов[2].
Воспитанники большое количество читали. «Мы мало обучались в классах, однако немало в чтении и в беседе при постоянном трении умов», - упоминал Модест Корф. Расширение библиотеки было стабильной заботой совета лицейских профессоров. В письме к Павлу Фуссу, отвечая на вопрос, доходят ли до лицея новейшие книжки, Алексей Илличевский раздумывает о полезности чтения: «Доходят ли вплоть до нашего уединения вновь выходящие книжки? - спрашиваешь ты меня. Имеешь возможность ли в данном сомневаться?.. Ни в коем случае! Чтение питает душу, образует разум, вырабатывает способности…»
Своих современников - русских писателей и стихотворцев - лицеисты знали не только лишь по их сочинениям. Интересно свидетельство Илличевского из письма к тому же Фуссу: «…до самого вступления в лицей я не видел ни одного писателя, однако в Лицее лицезрел я Дмитриева, Державина, Жуковского, Батюшкова, Василия Пушкина и Хвостова; ещё позабыл: Нелединского, Кутузова, Дашкова». Профессор российской и латинской словесности Николай Федорович Кошанский полагал базой литературного образования способность писать, сочинять и с поощрением относился к стихотворным опытам собственных учеников. Зачастую на уроках он делал отличное предложение сочинять стихи на заданую тему. «Как сейчас вижу этот послеобеденный класс Кошанского, - упоминал позже Иван Пущин, - когда, закончив лекцию несколько ранее урочного часа, профессор заявил: «Сейчас, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами».
Одно из обожаемых занятий лицеистов - собрания, на каковых каждый должен был что-нибудь рассказать - вымышленное либо прочтенное. Со временем запас стихов, повествований, эпиграмм возрастал, и их записывали. Формировались рукописные журналы, и росли лицейские поэты, дружелюбно состязаясь между собою. А с 1814 года их поэтические опыты начали возникать на страницах российских журналов[13].

Заключение и вывод


В нашем исследовании мы сравнили педагогические методы, социальные цели, требования к учителям и выпускникам, условия обучения  в начале ХIХ века и на рубеже ХIХ – ХХ веков. Мы выяснили, что в связи с произошедшими в российском обществе  во второй половине 19 века изменениями (отмена крепостного права 1861 г., развитие капитализма), появилась насущная потребность в образовании и воспитании не только выходцев из высших сословий, но и крестьян.
Одной из первых это поняла М.К. Тенишева. Безусловно, школа во Фленово давала профессионально-техническое образование, Лицей гуманитарно-правовое. Несмотря на разные источники финансирования, разный статус оба учебных заведения имели прекрасные материально-технические базы, высококвалифицированных преподавателей.
Педагогические методы различаются, но  телесные наказания отсутствуют. Особое внимание везде уделялось развитию личности ребенка, проходила ее социализация. К сожалению, таких педагогов-новаторов, как Тенишева в России было мало. Революции 1917 г. не дали воплотить ей все свои идеи. О школе надолго забыли. Лицею повезло больше. Из его стен вышло много талантливых людей, приумноживших славу России. Но и Лицей, и школа во Фленова это новаторские непревзойденные проекты каждый своего времени.                                            
Данной исследовательской работой я хотела привлечь внимание учительского сообщества, людей, которым не безразлично российское образование к его истории и лучшим страницам.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ