исследование налогового контроля в Российской Федерации

Цели и задачи

Целью исследования данной работы является исследование налогового контроля в Российской Федерации.

Введение и актуальность


Согласно действующего законодательства, ФНС, а так же должностные лица налоговых органов наделены соответствующими правами и обязанностями с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности ФНС. Полный список прав и обязанностей ФНС, а так же должностные лица налоговых органов в приложении 2.
Далее рассмотрим особенности взаимодействия ФНС с другими органами государственного управления.
С 1 декабря 2011 года ФНС РФ и Банк России реализуют электронный документооборот, в соответствии с Положением Банка от 29.12.2010 №365-П «О порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде» (зарегистрирован Министерством юстиций России от 27.01.2011 регистрационный №19602) и приказом ФНС РФ от 15.03.2011 №ММВ-7-2-203@ «Об утверждении Порядка представления в банки документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» (зарегистрирован Министерством юстиций России от 31.05.2011 регистрационный №20900).
Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) – это организации, созданные для централизованного предоставления услуг по принципу «одного окна». С 2011 года организовано представление отдельных государственных услуг налоговых органов в МФЦ и их отделениях и филиалах по всей Российской Федерации, что повышает доступность получения услуг налогоплательщиками, проживающими на территориях, отдаленных от местонахождения территориальных органов ФНС РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2011 № 797 в МФЦ предоставляются следующие услуги ФНС России:
Услуга "Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств"
Услуга "Бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц"
Услуга "Предоставление сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц"
Услуга "Предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (в части предоставления по запросам физических и юридических лиц выписок из указанного реестра, за исключением сведений, содержащих налоговую тайну)"
Услуга "Предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (в части предоставления по запросам физических и юридических лиц выписок из указанных реестров, за исключением выписок, содержащих сведения ограниченного доступа)"
Услуга "Прием запроса о предоставлении справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов"
Услуга "Предоставление сведений, содержащихся в государственном адресном реестре".
ФНС так же взаимодействует со смежными по компетенциям органами государственной власти:
Федеральное казначейство;
Федеральная миграционная служба;
Пенсионный фонд Российской Федерации;
Росреестр;
Министерство внутренних дел.
Рассмотрим общею структуру ФНС, с целью определения места и роли налоговых инспекций. (см. рис. 2.6.)

Заключение и вывод


Подводя итоги проделанной работы, необходимо отметить, что главную цель данного исследования можно считать достигнутой, а поставленные задачи выполненными.
Так, в ходе анализа системы ФНС было установлено, что она представляет собой комплекс, от эффективности функционирования которого зависит функционирование государства с точки зрения перераспределения благ. Федеральная налоговая служба имеет ведущее значение в развитии государства, так как ни одно государство, как политическая организация общества, не может обойтись без налоговых доходов. Так К. Маркс, анализируя капиталистические производственные отношения, отмечал: "Экономическим воплощением существования государства являются налоги".
ФНС, согласно Постановлению Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», ФНС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Таким образом, деятельность ФНС очень сложна и многообразна, что требует от их руководства уделять большое внимание постоянному совершенствованию, а также непрерывному поиску путей повышения эффективности деятельности.
К выявленным показателям эффективности относятся:
Эффективность налоговых проверок;
Количество дел, решенных в судебном порядке;
Соотношение объема налоговой задолженности и объема поступлений по налогам и сборам в бюджетную систему РФ;
Доля налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих качество работы налоговых органов;
Количество пакетов электронных документов, направленных на государственную регистрацию через интернет;
Доля налогоплательщиков, дающих высокий уровень оценки работе, проводимой ФНС России по противодействию коррупции.
В ходе проведенного анализа деятельности ФНС были выявлены основные проблемы, заключающиеся в недостаточной эффективности и не достаточно быстром повышении показателей эффективности.
В результате чего был разработан ряд предложений, способных решить данные проблемы. Основными направлениями совершенствования деятельности ФНС согласно разработанных критериев:
Осуществление налогового контроля на основе критериев риска: развитие инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля;
Качественное и быстрое решение споров с бизнесом, снижение нагрузки на суды: развитие досудебных (внесудебных) способов урегулирования налоговых споров;
Создание комфортных условий для уплаты налогов: внедрение единого стандарта обслуживания налогоплательщиков. Развитие интернет-сервисов;
Проведение работы по повышению налоговой грамотности: размещение разъяснений на Интернет-сайте Федеральной налоговой службы России и материалов в средствах массовой информации;
Оптимизация процедур, связанных с регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: упрощение процедур, связанных с регистрацией юридических лиц и ИП, сокращение их количества и сроков их прохождения. Оn-line регистрация.
Расширение сервисов для возможности получения налогоплательщиком информации и услуг через интернет: на Интернет-сайте Федеральной налоговой службы России размещено 39 электронных сервисов.
Предлагаемые мероприятия позволят значительно повысить эффективность функционирования Федеральной налоговой службы РФ, что позволяет считать их эффективными.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ