Будущее государства и права: проблемы и перспективы | Пример курсовой работы

Будущее государства и права: проблемы и перспективы

Целью исследования является характеристика государства и права с учетом современных тенденций их развития, а также выявление существующих проблем.

Как и государство, право как явления вызывает интерес исследователей в течение длительного времени. При этом можно сказать, что, несмотря на то, что право и государство развивалось практически на всем протяжении развития человечества параллельно, все такие высокая социальная роль права оформилась намного раньше, чем государства. Это связано с тем, что в период догосударственного общества также существовали различные социальные регуляторы, например обычаи, традиции, которые фактически выполняли роль права, в его сегодняшнем понимании. В дальнейшем развитие права и государства привело к тому, что данные является стали тесно взаимосвязаны между собой, например, право оформляет государство, государство обеспечивает реализацию права и т.д.
Также как имеется множество определений государства, также много имеется и определений права, все из которых рассмотреть в рамках работы невозможно. Анализ научной литературы позволяет определить право, как общеобязательный социальный регулятор, обеспеченный силой государственного принуждения, обязательный для всех лиц, находящихся на определенной территории (в первую очередь территории государства), нарушение норм которого влечет наступление юридической ответственности и иные правовые последствия.
Исходя из данного определения, можно выделить следующие признаки права:
Во-первых, это один из социальных регуляторов, наряду с обычаями, традициями, корпоративными нормами, корпоративными нормами и т.д. Т.е. право регулирует организацию общественных отношений, особенности взаимодействия между лицами, формующими общество, а также охраняет от нарушения гармонии общественного развития и прогресса. Регулирующее воздействие права заключается в закреплении прав и обязанностей, корреспондирующих между собой, которые направляют и определяют механизм поведения адресатов.
Во-вторых, в отличии от иных социальных регуляторов право является общеобязательным. Общеобязательность обеспечивается возможностью применить государственное принуждение, строгость которого зависит от нарушения. Например, совершение преступлений влечет уголовную ответственность, которая более строгая в т.ч. по последствиям, чем административная.
В-третьих, право распестряет свое действие на определенную территорию. Например, на территорию государства. Также, развитие международных отношений и роли международных организаций приводит к тому, что растет значимость международного права. Например, право ЕС, действует на территории всех государства, входящих в организацию. Кроме того, в федеративных государствах, положения права могут отличаться в субъектах. В качестве примера можно привести США, где в различных штатах могут быть различные требования к максимальной скорости, отношение к алкоголю и азартным играм и т.д. Несмотря на то, что Россия является также федеративным государством, кардинальных отличий между субъектами в правом регулировании нет.
Четвертым признаком можно назвать наступление юридической ответственности за нарушение норм права. Юридическая ответственность представляет собой реакцию государства на действия, нарушающие действующие нормы права. Как отмечалось выше, совершение преступлений влечет наступление уголовной ответственности, а также наличие судимости и т.д. Совершение гражданско-правовых правонарушений влечет в первую очередь материальные санкции, например выплату штрафов, пеней и т.д.
Пятым признаком можно назвать системность и иерархичность. Т.е. система права предстаёт собой совокупность правовых норм, принятых и функционирующих в государстве. Иерархичность представляет собой взаимосвязь между нормами права и правовыми актами. Например, в странах романо-германской правовой семьи актом высшей юридической силы является конституция, на основании которой принимаются законы и подзаконные правовые акты. Все данные акты и нормы формируют единую систему, функционирующую на общих принципах и имеющую общую цель.
Шестым признаком можно назвать то, что право оформляет государство, т.е. именно правовыми нормами определяется, на какой территории распространяется власть государства, полномочия и права органов власти и должностных лиц, порядок взаимоотношения с другими государствами и международными организациями и т.д.
Седьмым признаком является формальная определённость, которая заключается в том, что формулировки правовых предписаний должны быть ясные и понятные для всех субъектов кому они адресованы, т.е. для всех лиц, проживающих в государстве. Также нормы права должны быть доступны для ознакомления всем заинтересованными лицами. Это необходимо для того, что бы лица, проживающие в государстве, знали свои права, обязанности, а также особенности их реализации и защиты.
Восьмым признаком можно назвать то, что право обусловлено волей лиц, проживающих в обществе, либо волей людей, которые управляют обществом. Данная воля связана в первую очередь с культурным, материальным, экономическим и иным уровнем развития общества. Также существенное влияние на развитие право оказывают исторические особенности развития государства. Например, исторически в России сложилось, что высшие органы власти имеют значительные полномочия, наибольшая власть сосредоточена у одного лица и т.д. Либо, в качестве примера можно привести Великобританию, где королева не имеет действительной власти, а больше является символом британской монархии.
Данные признаки показывают, что право представляет собой сложное социальное явление, которое направлено на упорядочивание общественной жизни, при этом тесно связано с особенностями исторического развития конкретного государства, а также его социальным, экономическим и культурным уровнем.
Подводя итог данному параграфу можно сделать следующие выводы:
Право – это общеобязательный социальный регулятор, обеспеченный силой государственного принуждения, обязательный для всех лиц, находящихся на определенной территории (в первую очередь территории государства), нарушение норм которого влечет наступление юридической ответственности и иные правовые последствия.
Рассмотренные признаки права позволяют сказать, что прослеживается тесная двухсторонняя взаимосвязь государства и права. Кроме того, право тесно связано с особенностями исторического развития конкретного государства, а также его социальным, экономическим и культурным уровнем.
Тенденцией развития права сегодня можно назвать повышение роли международного права, что связано с повышением значимости международных организаций. Это будет более подробно рассмотрено в следующем параграфе.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Государство – это суверенная организация власти на определённой территории, на которой проживают люди, имеющая аппарат управления и принуждения, правовую систему, систему налогов и сборов, а также символику – флаг, герб, гимн, столица.
Право – это общеобязательный социальный регулятор, обеспеченный силой государственного принуждения, обязательный для всех лиц, находящихся на определенной территории (в первую очередь территории государства), нарушение норм которого влечет наступление юридической ответственности и иные правовые последствия.
Современные тенденции развитии государства и права связаны с необратимыми процессами глобализации, повышением рои межгосударственных объединений, а также с появлением новых общественных, финансовых и иных институтов требует правого регулирования.
Появление новых институтов, связанных с развитием технологий, например криптовалюты, клонирование, суррогатное материнство, повышение роли социальных сетей и т.д. также требуют правого регулирования, однако право многих государств данные вопросы урегулирует лишь с запозданием. Т.е. определённый период времени существуют пробелы в законодательстве государств.
В целом можно сказать, что тенденции развития государства и права в России сегодня тесно связаны с общемировыми тенденциями, но при этом также имеются внутригосударственные особенности, связанные например, с усилением президентской власти, централизацией, номинальной ролью общественных институтов и т.д. Современные тенденции развития государства и права в мире и в России будут продолжаться на протяжении некоторого времени, однако в дальнейшем могут наступить изменения.
Например, по-нашему мнению ЕС сегодня переживает кризис, который может привести к краху организации. Это приведет к тому, что снизится внешнее влияние на национальное государство и право. Однако тот факт, что большая часть государств Европы также входит в НАТО может привести к тому, что с крахом ЕС, их политика и законодательство будет все более «милитаризованным».
В России тенденции и прогнозы развития государства и права тесно связаны с личностью президента РФ – В. Путина. В ближайшее время тенденции связанные с централизацией власти, усилением президентской власти, слабой урегулированностью высокотехнологичных сфер будут только усиливаться. После 2024 года данные тенденции могут быть продолжены, либо при изменении власти и политического лидера могут кардинально измениться в противоположную сторону.
Целью исследования является характеристика государства и права с учетом современных тенденций их развития, а также выявление существующих проблем.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!