Разработка и реализация государственной политики (в конкретной цели жизнедеятельности общества)

Цели и задачи

Цель работы: Рассмотреть особенности государственной политики занятости населения в России.

Введение и актуальность


Большинство перечисленных коэффициентов при оценке эффективности государственной политики в области занятости населения необходимо рассматривать в динамике, выделяя различные временные интервалы для рассмотрения краткосрочных и долгосрочных социальных и экономических эффектов. В любом случае конечной целью анализа результативности государственной политики является оправдание и корректировка существующих программ поддержки незанятого населения с целью последующего снижения социальной напряженности в обществе.
Все вышеуказанные показатели применяются в определенных исследованиях, отличающихся друг от друга по степени охвата социально-экономических последствий безработицы и государственного вмешательства в экономику, по специфике рассматриваемых проблем и по характеру самого исследования. Последний, в частности, определяется выбранной методикой исследования.
Среди основных методов оценки эффективности государственной политики занятости следует назвать следующие:
1). Сбор и анализ данных служб занятости, государственной статистики и иных правительственных и частных консалтинговых учреждений, предоставляющих профильную информацию (уровень безработицы, ср. зар. плата, продолжительность безработицы, затраты государственного фонда занятости населения и пр.).
2). Анализ динамики макроэкономических показателей (в том числе и уровня безработицы).
3). Опрос населения путем выборочного обследования.
4). Экономическое моделирование.
5). Экспертный опрос.
6). Интернет- и медиа-сёрфинг - формирование качественной оценки уровня социально-экономической напряженности в стране.
Часть этих методов служит для качественной оценки процессов и явлений в экономике, а часть - для количественной. Однако и те, и другие в конечном счете дают представление о масштабах экономических бедствий и противодействии им со стороны государства.
Подводя итоги, можно говорить о том, что практиками и теоретиками осознается несомненная важность поднятых проблем. Анализ существующих положений показывает, что они не остаются незамеченными, создан и применяется комплекс мер по оценке эффективности программ политики занятости, а также анализ и контроль непосредственно этих программ. Как бы то ни было, государственная политика занятости по-прежнему остается одним из достаточно острых и болевых вопросов современной экономики.
Обеспечение занятости всего трудоспособного населения является одной из важных задач любого государства и Правительства. Для решения этой задачи государство принимает соответствующий закон о занятости и разрабатывает комплекс мер, содействующих его реализации, иначе говоря, проводит определенную политику занятости.
Дальнейшее изучение и разработка темы обнажит более глубинные проблемы и даст возможность попытки их анализа и решения.

Заключение и вывод

Занятость важный вопрос, касающийся благосостояния населения и влияющий на появление такого негативного социально-экономического явления, как безработица затрагивающего миллионы людей.
Характеристика занятости как экономической категории оправдана, если она исследуется непосредственно в процессе реализации ее в труде, где осуществляется соединение активной части населения со средствами производства, и занятость рассматривается в системе производственных отношений. Занятость отражает достигнутый уровень развития, вклад живого труда как реализованного фактора производства.
Вместе с тем занятость есть характеристика общественного производства, под которым понимается совместная деятельность работников, обладающих определенным набором качеств, по преобразованию предметов труда. Таким образом, занятость представляет собой механизм реализации взаимосвязей работников в процессе производства, то есть выступает социально-экономической категорией, и ее можно определить как социально-экономические отношения - соединения трудовых ресурсов со средствами производства.
Практические потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных видов занятости.
Так, в зависимости от количественных и качественных характеристик, различают занятость продуктивную (эффективную), полную, свободно избранная, неполную, скрытую, сезонную, маятниковую, периодическую и др.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать ряд выводов и рекомендаций, имеющих теоретическое и практическое значение.
1. Исследовано, что механизм регулирования занятости населения как в условиях постоянной экономики, так и в условиях новых вызовов и существенных угроз экономическому развитию страны является достаточно сложным, поскольку он сочетает рыночный механизм саморегулирования процессов, которые происходят на рынке труда и систему мер государственного регулирования занятости.
Проведенный анализ наиболее известных подходов развития рынка труда и занятости населения, которые нашли распространение в мировой экономической среде, дает основания утверждать, что они лишь характеризуют отдельные элементы рынка труда, но не дают полной и адекватной картины механизма его функционирования, ни концепция в полной мере не может быть применена при оценке рынка труда и занятости населения.
2. Определено, что регулирование уровня занятости является процессом сознательного, целенаправленного воздействия государства на условия использования рабочей силы с помощью мер экономического, административного, законодательного, организационного и социального плана. При этом законодательные и административные меры имеют преимущественно регламентирующий характер, экономические, социальные и организационные — стимулирующий.
3. Аргументируется вывод, по которому важной причиной существования проблем в сфере занятости является слабое учета в программах государственного и регионального уровней особенностей развития регионов.
В решающей степени преодоления сложившейся ситуации зависит от способности Государственной службы занятости и ее региональных структур использовать адекватные нынешней ситуации методики диагностики состояния занятости на рынках труда.
Таким образом, целью проводимой социально-экономической политики государства является повышение уровня занятости, она должна быть нацелена на предупреждающие мероприятия в борьбе с безработицей.
Политика занятости — это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости.
Политика занятости государства должна решать два основных вопроса:
во-первых, удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала;
во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей.
Если попытаться кратко сформулировать основной тезис политики занятости на этапе стабилизации и экономического роста, то он может звучать следующим образом: государство с помощью инструментов макроэкономического регулирования должно создать максимально благоприятные условия для тех, кто может и хочет эффективно работать, и поддерживать тех, кто в силу объективных обстоятельств работать не может.
Из этого следует, что, во-первых, проблемы занятости должны стоять в центре экономической политики правительства.
Во-вторых, государство несет ответственность за развитие системы эффективных рабочих мест.
Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей в периоды экономического спада во многих странах мира будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации.
Таким образом, несмотря на кризисные явления в экономике России и безработицу как постоянный спутник рыночной экономики государство важный спасательный инструмент, в руках которого полная и эффективная трудовая обеспеченность населения.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ