Арт-технологии в воспитательной деятельности (2 часть.)

Цели и задачи

Целью исследования является изучение особенностей арт–технологий в воспитательной деятельности.

Введение и актуальность


В ходе проведения групповой работы арт-терапевт получает важную психодиагностическую информацию о каждом участнике и группе в целом. В процессе создания группового художественного образа он обращает внимание на ряд моментов, позволяющих ему оценить структуру группы и особенности межличностных отношений в ней: выявить наличие подгрупп, определить эмоционального и инструментального лидеров, аутсайдеров, рассмотреть роли всех членов группы, увидеть стили взаимодействия участников и определить степень их активности[14 с. 55].
1.2 Особенности использования арт–технологий в воспитательной деятельности
Изучения, проведенные под управлением Л.Д. Лебедевой, выявили, что арт–терапевтические занятия дают возможность разрешать следующие значимые преподавательские проблемы [1, с. 16].
Воспитательные. Взаимодействие строится таким способом, чтобы дети обучались корректному общению, сопереживанию, бережливым отношениям с ровесниками и старшими. Это содействует высоконравственному формированию личности, гарантирует ориентацию в системе моральных общепризнанных мерок, усваивание этики поведения. Совершается наиболее полное понимание себя, собственного внутреннего мира (мыслей, эмоций, желаний). Формируются открытые, доверительные, благожелательные взаимоотношения с преподавателем.
Коррекционные. Довольно благополучно корректируется образ “Я”, который прежде мог быть деформированным, улучшается самомнение, пропадают неадекватные формы поведения, налаживаются методы взаимодействия с иными людьми. Хорошие итоги достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в формировании эмоционально–волевой сферы персоны.
Психотерапевтические. “Лечебный” эффект добивается вследствие того, что в ходе творческой работы формируется обстановка эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности иного человека, забота о нем, его эмоциях, переживаниях. Появляются чувства психологического комфорта, безопасности, веселья, успеха. В следствии мобилизуется целебный потенциал чувств.
Диагностические. Арт–терапия дает возможность приобрести сведения о формировании и личных спецификах ребенка. Это корректный метод понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, вернее узнать его круг интересов, ценности, разглядеть внутренний мир, индивидуальность, личностное своеобразие, а кроме того обнаружить проблемы, подлежащие специальной корректировки. В ходе занятий легко выражаются характер межличностных взаимоотношений и реальное состояние каждого в коллективе, а кроме того специфики семейной ситуации. Арт–терапия обнаруживает и внутренние, глубинные проблемы персоны. Обладая многосторонними диагностическими способностями, она может быть причислена к проективным тестам.
Развивающие. Вследствие применению разных конфигураций художественной экспрессии формируются условия, при которых любой ребенок испытывает успех в той либо другой деятельности, без помощи других справляется с сложной ситуацией. Дети обучаются вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом совершается личностный рост человека, обретается опыт новейших форм работы, развиваются возможности к творчеству, саморегуляции эмоций и поведения [2, с. 67].
Формы арт–терапии разнообразны при работе с детьми, подростками и старшими. И тем не менее возможно говорить о двух главных вариантах арт–терапевтической работы – индивидуальной и групповой арт–терапии. В образовании преимущество отдается групповым формам, так как дает возможность работать с наиболее обширным диапазоном клиентов. М. Либман, к примеру, указывает, что групповая арт–терапия:
•позволяет совершенствовать ценные социальные умения;
•связана с оказанием обоюдной поддержки членам группы и дает возможность разрешать общие задачи;
•дает вероятность наблюдать итоги собственных действий и их влияние на находящихся вокруг;
•позволяет изучать новые роли, а кроме того наблюдать, как модификация ролевого поведения оказывает большое влияние на отношения с находящимся вокруг;
•повышает самомнение и проводит к укреплению индивидуальной идентичности;
•развивает способности принятия решений [7,с. 25].
Преимущества метода арт–терапии А. И. Копытин выделяет последующие:
– Арт–терапия не содержит возрастных ограничений в применении. Не имеется противопоказаний к участию тех либо других людей в арт–терапевтическом процессе.
– Арт–терапия считается орудием в большей степени невербального общения.
– Арт–терапия считается орудием свободного самовыражения и самопознания.
– Арт–терапевтическая работа в основной массе случаев порождает позитивные чувства, может помочь сформировать наиболее активную жизненную позицию.
– Арт–терапия базируется на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления [10,с. 66].
Арт–терапевтические направления многообразны. В их числе:
–изотерапия — лечебное влияние орудиями изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно–прикладным искусством;
–имаготерапия — влияние через образ, театрализацию, драматизацию;
–музыкотерапия — влияние через восприятие музыки;
–сказкотерапия — влияние с помощью сказки, притчи, басни;
–кинезитерапия — влияние через танцевально–двигательную; коррекционную ритмику (воздействие движениями), хореотерапию;
–фототерапия – применение фотоматериалов и слайдов в работе;
–куклотерапия — метод комплексного влияния на детей, который подразумевает применение кукол и театральных приёмов (этюдов, игр, упражнений, специализированных заданных обстановок с помощью героев кукольного театра);
–игровая терапия – метод корректировки посредством игры;
–песочная терапия – совокупность невербальной формы психокоррекции, где основной упор производится на творческом самовыражении детей (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе);
–ароматерапия – это использование эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека. Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, увеличивают трудоспособность.
–смехотерапия– это тип психотерапии, способствующий снять блоки, отдохнуть, избавиться от стеснительности. Юмор и хохот поднимают настроение, могут помочь наладить коммуникативные взаимосвязи, дают возможность результативно противодействовать стрессовым обстановкам;
–цветотерапия– содействует возобновлению индивидуального биологического ритма с поддержкой специально подобранного цвета [12,с. 18].
Таким образом, несомненно, арт–терапия в образовательном пространстве школы выступает как более естественное и оптимальное условие для формирования мотивационно–ценностной сферы личности, развития у ее здоровых потребностей, мотивов и заинтересованностей деятельности (поведения), активной общественной позиции. 

Заключение и вывод


1. Проанализировава арт–терапию как вид психологической и педагогической деятельности мы узнали, что одним из ведущих направлений, используемых в педагогической практике, считается арт–терапия для дошкольников.
Данный метод психологической коррекции заключается в развитии и раскрытии личности ребенка с помощью художественной деятельности и соединяет в себе педагогические, психологические и медицинские знания.
2. Описав особенности использования арт–технологий в воспитательной деятельности, мы узнали, что в работе с школьниками возможно использовать следующие арт–терапевтические техники:
Техника «мандала» (рисование в круге) – включает в себя спонтанную работу с цветом и формой внутри круга, способствует изменению состояния сознания человека и открывает возможность для личностного роста.
Техника направленной визуализации – стимулирование и направление потока воображения ребенка в определенное русло.
Техника образа и пластики настроения – работа с пластилином, тестом или глиной используется для снятия мышечного напряжения, а также способствует развитию навыков самоконтроля, формирует творческую активность.
Техника работы с песком – такая работа дает возможность для выражения самых разных чувств, хорошо снимает агрессию.
Техника рисования на стекле – используется для парных работ, способствует развитию коммуникативных навыков.
Техника фотоколлажа и аппликаций – способствует снятию мышечного напряжения, развивает абстрактное мышление и креативность.
Техника телесно–ориентированной терапии.
Музыкальная терапия.3. Раскрыв программы занятий со старшими дошкольниками с элементами арт–терапии, мы выявили основные цели арт–терапии – самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, внутренняя интеграция личности (различных ее аспектов и компонентов) и интеграция с внешней реальностью (социальной, этнической, культурной). В арт–терапии спонтанное рисование и лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.
В настоящее время арт–терапия приобретает всё большую популярность. Творя и созидая, человек в используемых для творчества материалах высказывает свои опасения, страхи, проблемы.
Таким образом, арт–терапия – это, прежде всего, интегральное лекарство, без ограничений в возрасте и побочных эффектов. Терапия творчеством очень прогрессивное направление. Используя знания смежных наук как дополнение, нанесённое на канву творчества арт–терапия постепенно займёт достойное место среди других терапевтических методов.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ