Архитектурное наследие города Соликамска в художественном развитии детей старшего дошкольного возраста

Цели и задачи

Введение и актуальность


Взяв за основу личностно ориентированный подход к определению сущности содержания образования, нашедший отражение в работах И. Я. Лерненра, М.Н. Скатина, В.С. Леднева, В.В. Краевского и др. , то содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» можно представить как педагогически адаптированный опыт, состоящий из четырех взаимосвязных и взаимозависимых компонентов.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» должно проектироваться таким образом, чтобы содействовать накоплению детьми опыта восприятия высокохудожественных произведений искусства, вызвать интерес к ним и окружающему миру, развивать потребность наслаждаться многообразием форм, красок, запахов и звуков природы, отдельных ее состояний и стихий, разнообразием цветов, оттенков и движений. При этом важно формировать у дошкольников элементарные представления о видах и направлениях искусства, выразительных средствах, культурных традиций региона, народном творчестве как художественном образе мира.
Проблема освоения детьми средств художественной выразительности на протяжении десятков лет была одним из самых дискуссионных вопросов. Стратегия художественно-эстетического воспитания в той или иной педагогической концепции строилась на том, что в ней являлась доминирующей практическая художественная деятельность или способность воспринимать искусство и красоту окружающего мира. По мнению В.Т. Кудрявцева только в процессе деятельности, имеющей творческий характер, возможно формирование интегрального качества – художественной умелости, т.е. общей способностью к освоению широкого круга специальных художественных умений и навыков и их гибкому применению и видоизменению в нестандартных ситуациях.
Художественное познание мира в своей основе чувственно. Это творческое восприятие и пересоздание живой реальности особыми средствами, сохраняющими в произведениях искусства «осязаемость мира», яркость и объемность. В основе содержания любого произведения искусства лежит непосредственное эмоциональное переживание человеком своего эстетического отношения к действительности. Психологическое своеобразие эстетического переживания состоит в том, что оно непосредственно связано с воображением.
На основе общей эмоциональной направленности ребенка на привлекательное, яркое, красивое и необычное в его сознании постепенно складывается позитивная эстетическая доминанта. Переживая эстетические чувства, ребенок соотносит свое отношение к действительности с теми социальными нормами, которые он уже освоил. Пробуждая чувство, искусство раскрывает беспредельное многообразие душевных состояний ребенка (переживаний, настроений) и посредством их повествует об окружающей жизни. Воспитательная роль искусства тем сильнее, чем непосредственнее, эмоциональнее воспринимает ребенок образную оценку жизни, содержащуюся в художественном произведении, глубже постигает его специфику.
В отечественной психологии рассмотрение воображения как самостоятельного психического процесса было предложено Л.С. Выготским. Л.С. Выготский показал, что воображение получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте, начиная складываться в игровой деятельности и получая свое дальнейшее развитие в самых различных видах деятельности (изобразительной, музыкальной).
Интерес к изобразительной деятельности детей обуславливается его важностью для развития личности ребенка. Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка.
Средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности у детей формируется эстетическое отношение к окружающей действительности, сопереживание при восприятии художественных образов. В процессе изобразительной деятельности происходит становление художественного творчества, развитие которого невозможно без обучения детей способам художественно - образного воплощения замыслов, передачи предметов, явлений. Это обучение направлено на создание детьми художественного образа и находится в тесной зависимости от развития способностей к изобразительной деятельности.
Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринять окружающую действительность, и это способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве.
Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринять окружающую действительность, и это способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве.
Средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности у детей формируется эстетическое отношение к окружающей действительности, сопереживание при восприятии художественных образов. В процессе изобразительной деятельности происходит становление художественного творчества, развитие которого невозможно без обучения детей способам художественно - образного воплощения замыслов, передачи предметов, явлений. Это обучение направлено на создание детьми художественного образа и находится в тесной зависимости от развития способностей к изобразительной деятельности.
Одним из ключевых этапов в дошкольном возрасте является художественное развитие детей. Это один из важных элементов гармоничного развития личности, значимый этап формирования корковых центров головного мозга, а также необходимый для любого ребенка запас знаний, ведь в художественное развитие входит не только рисование, но и различные творческие способности, умение фантазировать, способность понимать хорошую музыку. Разностороннее развитие ребенка, начиная с раннего возраста, позволяет вырастить гармоничную и полноценную личность.
На основе изучения текста ФГОС ДО, концептуальных трудов (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.И.Слободчиков, В.Т. Кудрявцев, А.Г. Асмолов), работ в области художественного образования и эстетического воспитания (А.В. Бакушенский, Н.С. Ветлугина, Б.П. Юсов, А.А. Мелик-Пашев, Л.П.Печко, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Л.Г. Савенкова, Л.В.Школяр, И.А.Лыкова, О.П.Радынова, Т.А. Копцева и др.) можно выделить, что в настоящее время детская художественно-естетическая деятельность не только реализует традиционно присущие ей функции, но и рассматривается в качестве уникального средства, содействующего развитию творческого потенциала личности, ее социализации и индивидуализации.

Заключение и вывод

Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; другое.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.
Работа по художественному воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны , и результаты проявляются в различных видах деятельности. Воспитание художественного отношения к окружающему способствует к формированию многих качеств личности ребенка. Это сложный и длительный процесс. Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.
Художественное развитие находится на важном месте в процессе воспитания, на нем воспитываются эстетические качества человека, и личности в целом – духовные потребности, нравственные идеалы, миропонимание.
Архитектурное наследие является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с архитектурой происходит обогащение души ребенка. Архитектура хранит и передает новым поколениям национальные традиции, выработанные формы эстетического отношения к миру. Рассматривая изучение архитектурного наследия своего города как основу национальной культуры, воспитателю очень важно знакомить с ним воспитанников.
В ДОУ хорошо оформить фотовыставку посвященную архитектурному наследию родного города. Соликамска, собрать книги, конспекты, статьи о Соликамске, папки об архитектурном наследии г. Соликамска., разработать консультации для родителей по проблеме, другое.
Считаем свою работу выполненной, цели, задачи достигнутыми.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ