Современные концепции прибыли (по работам Ф. Найта, Й. Шумпетера и Дж. Уэстона)

Цели и задачи

целью курсовой работы является – провести анализ теорий (концепций) прибыли Й.

Введение и актуальность


В своей книге «Риск, неопределенность и прибыль» (1921 г.) американский экономист Фрэнк Найт (1895-1973 гг.) по иному раскрывает суть предпринимательской деятельности и ее специфики. Она также связанна с проблемой неопределенности, но эта неопределенность иного характера. Найт отталкивается от классической концепции Дж. Милля, в частности увязывающей прибыль предпринимателя с платой за риск, но разделяет этот риск на предсказуемый, который собственно и может называться риском, и на непредсказуемый, который в действительности составляет суть понятия неопределенность. С точки зрения Ф. Найта риск – это просчитываемая вероятность неудачи, которая поддается оценке и страхованию, в частности с помощью теории вероятности, а неопределенность – это состояние полного отсутствия какой- либо информации о возможных исходах. В такой ситуации не существует данных для оценки риска, его невозможно предсказать, а потому невозможны и процедуры страхования. Причины возникновения ситуации неопределенности Ф. Найт связывал с тем, что люди, а особенно предприниматели, которые имеют дело с растянутым во времени производственным процессом, при принятии решений ориентируются на субъективные оценки будущей ситуации.
Ф. Найт последовательно анализирует невозможность выведения будущих показателей ни аналитическими (общие законы, модели) методами, ни эмпирическими (метод классификации и типизации данных). При этом, согласно Ф. Найту, ситуация неопределенности существенно влияет на принцип принятия решений именно предпринимателями. При выборе стратегии они ориентируются на прогнозы будущего – оценку будущей доходности своих вложений, связанной с будущим потребительским спросом. Это принципиальным образом отличает поведение предпринимателя от поведения потребителя.
Последний принимает решение, исходя из наличного набора потребительских благ, наличного дохода и собственных актуальных предпочтений. Поэтому Ф. Найт видит необходимость в пересмотре лишь модели принятия решений предпринимателя. Поэтому эта новая модель – поведения в ситуации неопределенности – получает название теории предпринимательского поведения или предпринимательства. Эта новая модель описывает механизм принятия решений, не опирающийся на рациональный расчет, которые описываются в неоклассических теориях. Поскольку предприниматель сталкивается с принципиальной неопределенностью будущего, он не обладает информацией для таких расчетов. В этой связи решения принимаются интуитивно. Хотя они опираются на знание прошлого и настоящего, но не формируются на основе этих знаний строго определенно. Как пишет Ф. Найт, анализируя проблему, предприниматель привлекает свои теоретические знания, эмпирический опыт аналогичных предприятий, детальный анализ конкретной ситуации. Объединяя эту информацию, он рассматривает различные варианты действий до тех пор, пока один из этих вариантов не начнет вызывать устойчивое чувство уверенности в его оптимальности. Механизм перехода от сбора информации к принятому решению, согласно Ф. Найту, невозможно описать. Это примерно как на глаз мы определяем расстояние, не имея при себе измерительных приборов. Талант предпринимателя как раз и заключается в умении наиболее точно определить оптимальный вариант действий, тем самым наиболее точно оценив картину будущего; в умении, которое не гарантируется никакими знаниями и расчетами. Это умение обеспечивает предпринимателю преимущественное положение и более высокий доход в сравнении с другими участниками рынка, которые не столь удачно смогли определить будущее. Ф. Найт существенно меняет традиционный взгляд на природу и динамику предпринимательской прибыли. Он утверждает, что:
1) эта прибыль никак не связана с объемом вложений в производство, с уровнем технологий и т.д.
2) она целиком зависит от деловых способностей экономического агента, причем способностей, не связанных с рациональным расчетом, поскольку в условиях неопределенности такие расчеты в принципе невозможны в силу отсутствия необходимой информации
3) она предполагает существование прибыли в стационарном состоянии экономики, т.е. в точке равновесия.
Идеи Ф. Найта получили свое развитие в работе американского экономиста Мориса Добба (1900-1983) «Капиталистическое предпринимательство и социальный прогресс» (1925). М. Добб указывал на то, что предпринимательский доход зависит от успешности решения в условиях неопределенности, а потому не является постоянным. Из этого допущения он делает принципиальный вывод о том, что не существует закона выравнивания предпринимательской прибыли, подобно закону выравнивания заработной платы.

Заключение и вывод

На основе мнений различных авторов стало ясно, что понятие прибыль имеет тенденцию трансформироваться на основе интересов самих авторов. Приведем пример Шумпетера, рассматривающего инновации - как основу предпринимательской деятельности, Найта – рассматривающего технологию предпринимательства.
Согласно рассмотренным концепциям в главе 2 данной работы, а именно: результата инновационной деятельности (Шумпетер), технологии предпринимательской деятельности (Найт) и прибыли с точки зрения государства (Уэстон), то прибыль является результатом эффективных действий в условиях неопределенности и риска. На данной основе в следующей главе рассмотрим представленные концепции по отношению к риску и неопределенности, а так же проследим развитие теории прибыли.
Таким образом, Шумпетер установил пять видов инноваций, которые позволяют предпринимателю получить прибыль (организационные, рыночные, продуктовые, технологические и производственные инновации), Найт – выделил два вида рисков – прогнозируемый и непрогнозируемый, а Уэстон обозначил значимость прибыли для всех субъектов хозяйствования (государства и предприятия).
В связи с развитием рыночных отношений в нашей стране, сложившейся в настоящее время кризисной ситуацией предприятиям приходится осуществлять свою деятельность в условиях нарастающей неопределённости и изменчивости экономической среды.
Таким образом, возникает неуверенность в получении конечного результата, а, следовательно, возрастает риск появления непредвиденных потерь. Экономический риск является неотъемлемой чертой всех аспектов деятельности хозяйствующего субъекта - личностного, экономического, организационного, управленческого. Следовательно, дальнейшая разработка теории риска и инструментов ее практического использования, база которой заложена классиками мировой экономической мысли, является неотъемлемой потребностью сегодняшнего дня. Применение методов статистики и эконометрики позволяет дать всестороннюю количественную оценку ожидаемой прибыли, ее волатильности и уровня риска. А использование современных технических средств и программного обеспечения экономических расчетов значительно расширяет горизонты аналитической деятельности и позволяет прогнозировать будущее.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ