анализ и оценка направлений интеграции в области таможенного дела

Цели и задачи

Целью данного исследования является анализ и оценка направлений интеграции в области таможенного дела.

Введение и актуальность


Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – это международный интеграционный союз, объединение пяти стран постсоветского пространства. Договор о создании ЕАЭС на базе Таможенного союза ЕврАзЭС и Единого экономического пространства России, Казахстана и Белоруссии был подписан 29 мая 2014 года, затем были подписаны договоры о присоединении Армении и Киргизии к ЕАЭС в качестве полноправных членов.
Президент РФ В.В. Путина заявил о том, что подписание Договора о создании ЕАЭС – это выход на новый уровень интеграции, это создание крупного регионального рынка с населением более 170 млн. человек.
На ЕАЭС приходится пятая часть мировых запасов газа и почти 15 % нефти. Географическое положение стран позволяет создавать транспортные, логистические маршруты не только регионального, но и глобального значения».
В  январе 2015  года Евразийский экономический союз (ЕАЭС) начал свою работу, создание которого стало принципиально новым этапом развития внешнеэкономических отношений не  только для стран-участниц ЕАЭС, но и для всего международного экономического сообщества.
Евразийский экономический союз, включающий в  свой состав Россию, Казахстан, Беларусь, Армению, Кыргызстан, призван создать все необходимые условия для стабильного развития национальных экономик стран-участниц ЕАЭС, формирования единого рынка товаров, услуг, капитала и  трудовых ресурсов в  рамках Союза, а  также содействовать всесторонней модернизации и повышению конкурентоспособности национальных экономик в  условиях международной экономической глобализации.
Что касается преимуществ рассматриваемой интеграции, то сейчас в наиболее выигрышном положении находится Белоруссия: среди стран союза в своем объеме экспорта она имеет наибольшую долю промышленных товаров в процентном отношении, также для сравнительно небольшой экономики открылся рынок сбыта на порядок крупнее, а еще наиболее слабая валюта позволяет её производителям конкурировать на евразийском экономическом пространстве.
Формы и виды региональной интеграции характеризуются степенью обеспечения свободного перемещения факторов производства внутри интеграционной группы и поднимаются от зоны свободной торговли к таможенному союзу, далее – к общему рынку, а затем – к экономическому, валютному и политическому союзу. Именно по этому пути движется Евразийский экономический союз и демонстрирует укрепление позиций стран ЕАЭС в мире, усиление политической стабильности внутри региона, экономическое развитие внутри интеграционного объединения, активное участие стран-участниц в процессах интеграции с целью обеспечения наиболее благоприятной стратегической перспективы.

Заключение и вывод

Таким образом, проведя исследование по заданной теме, мы пришли к следующим выводам.
Темпы интеграционных процессов в мире различны и зависят от уровня развития экономик государств. Однако процессы интеграции развиваются по своим законам, и все интеграционные союзы проходят одинаковые этапы развития объединительных процессов. На первоначальном этапе интеграции межгосударственные органы управления не создаются. Они могут появиться на этапе создания зоны свободной торговли. На этом этапе функции их незначительны.
Межгосударственные органы управления формируются на этапе создания таможенного союза. В данном случае в соответствии с международными договорами государствами им передается определенная часть полномочий. Для исполнения своих функций и реализации полномочий таким межгосударственным органам требуется информация от национальных министерств и ведомств государств – участников интеграционных объединений и в первую очередь от таможенных и иных регулирующих внешнеэкономическую деятельность государств. На четвертом этапе интеграции (общий рынок) для проведения согласованной политики государств-участников межгосударственным органам управления требуется создание информационной системы, которая обеспечит их деятельность.
Согласно учредительному договору, основными целями Евразийского экономического союза являются: создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения; стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза; всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики. Дальнейшее развитие евразийской интеграции зависит от того, насколько успешным будет реальная «интеграция снизу» — рост взаимной торговли, трансграничных инвестиций, цивилизованной трудовой миграции. Для этого необходимо создание единых «правил игры» в экономике ЕАЭС. Конечной целью на перспективу до 2025 года должно стать доведение охвата общего рынка, максимально близкого к 100%.
Для пятого этапа интеграции – экономического союза, к которому Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан перешли в 2015 г., в целях координации макроэкономической политики межгосударственными органами и принятия ими оперативных решений от имени государств-участников без согласования с правительствами государств необходимо уже полноценное информационное обеспечение их деятельности.
В дальнейшей перспективе в зависимости от результативности функционирования ЕАЭС можно будет ставить новые амбициозные задачи по углублению интеграции: переход на единую для стран-участниц валюту, введение института единого гражданства, создание военно-политического союза, включая совместные вооруженные силы, формирование единого гуманитарного пространства, включающего науку, образование, культуру и историю, основанного на консервативных ценностях и традиционных религиях Евразии. Для этого необходимо гармонизировать национальное законодательство государств-членов и впоследствии создать единую унифицированную законодательную базу и практику правоприменения. Необходимо выработать устраивающую всех потенциальных участников, компромиссную схему дальнейшей интеграции, ориентированную на прагматичную и конструктивную политику сотрудничества, призванную защищать национальные интересы на международной арене без ущемления суверенитета государств-членов.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ