Стендаль "роль эпиграфов в романе Красное и черное" | Пример курсовой работы

Стендаль “роль эпиграфов в романе Красное и черное”

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы выявить роль ключевых эпиграфов, раскрывающих идейно-художественное своеобразие романа.

Как основной образ, Жюльен Сорель постоянно находится в центре тщательного писательского наблюдения. Сорель по своему происхождению – человек из народа, как считал сам Стендаль, именно такими молодыми людьми совершаются революции. Писатель был убежден в том, что революция будет сделана молодежью из небогатых слоев общества, но образованных и умеющих анализировать и мыслить. Поэтому канва романа посвящена жизненному пути молодого человека, его поискам себя, изменениям, происходящим в его натуре под влиянием обстоятельств и среды, в которой разворачиваются события. В связи с этим проблематика произведения отличается сложностью, глубиной и многогранностью. Прежде всего, автор говорит о проблеме взаимодействия личности и социума, о влиянии, зачастую губительном, общества на индивидуальность. «Красное и черное» открывает читателю проблемы личных и общечеловеческих отношений, социального и духовного неравенства. Также – проблему поиска своего места в жизни, нравственных изменений. В этом произведении очень интересно отражены проблемы любви, подлинности идеала, веры и неверия, взаимоотношений «творец» –«творение», противостояние внешнего, материального и настоящего, духовного. Ненавидя и презирая буржуазию, Сорель порывает и с народной средой, ощущает личное и социальное одиночество.
Завершенный накануне Июльской революции, роман, по словам самого Стендаля, «весь трепещет политическим волнением». Он (роман) – «хроника XIX века», потому что автор стремился подать универсальную панораму жизни века в достоверном изображении. Также писатель избирает объектом анализа не быт парижского салона, как в «Арманс», но уже – всю Францию – в разнообразии ее социальных сил. Провинциальный городок, семинария, парижский свет стали тремя ключевыми этапами биографии героя, что было подчеркнуто композицией романа. Сорель – сам по себе по личностным качествам, тогда как: «Заслуги? Таланты? Достоинства? Пустое!.. Надо принадлежать к какой-нибудь клике. Теламах». Приведя своего героя, простолюдина, сына крестьянина, в состояние конфликта с буржуазией, аристократией и духовенством, автор написал роман, отразивший не только частную судьбу героя, но неизбежные перемены в самой истории. Основной принципиальный смысл, выявляющийся через единство образов романа, заключается в том, что личности, которая глубоко индивидуальна и сильно отличается от своего окружения, трудно реализовать себя, найти понимание, свое призвание и счастье. Такая личность, пусть и неосознанно, неизбежно будет конфликтовать с окружающей реальностью, постоянно отстаивать свои принципы. А кто выйдет победителем – способна показать только сама жизнь.
Вместе с тем, современники не приняли непростой роман автора, слишком отличающийся от тех, что были ранее. Но обличительную силу романа, пусть и бессознательно, общество ощутило. Лишь небольшая часть оценила роман по достоинству. Среди ценителей во Франции и за ее пределами были Бальзак, Гете, Пушкин. В конце XIХ столетия интерес к роману стал возрастать. В XX веке он был признан одним из лучших романов во французской и мировой литературе.
В настоящей работе была предпринята попытка проанализировать роль эпиграфов в широко известном произведении Стендаля. В процессе работы с текстом удалось выявить, что эпиграфы выражают мнение писателя, выступают средством обличения происходящего в обществе и применяются, как художественный прием.
В целом роман « Красное и черное» стал итогом эстетических взглядов Стендаля, что были изложены им в работах о живописи и музыке, а также в трактатах «Расин и Шекспир», «О любви». Главные принципы эстетики писателя предполагают следующее: эгоист для Стендаля – тот, кто исследует самого себя. При том эгоизм не является эгоцентризмом, а понимается как способ самозащиты. Таков Жюльен Сорель, что всегда готов ринуться на защиту своего честолюбия, он, который ненавидит и свою семью, и все свое окружение. Как атеист и последователь просветительского учения, Стендаль полагает, что религия способствует расцвету тирании. Просветительское движение открыло миру многих одаренных литераторов и мыслителей. Благодаря этому XVIII век был ознаменован необыкновенным подъемом в литературе, созданием и развитием новых жанров: реалистического романа, философской повести, так называемой мещанской драмы, герои которой – люди простого происхождения. Также в это время широко распространяются разнообразные трактаты, памфлеты, произведения сатирической направленности. Имена, которые были тогда у всех на устах – Вольтер, Дидро, Руссо, Ален-Рене Лесаж – основоположник романа нравов и другие. Потому сам автор, как и его герои, ищет такого бога, который бы оправдывал все их деяния (как пример можно назвать разговор Жюльена в тюрьме со священником, а также размышления героя о Боге).
Человек Стендаля идет по жизни в поисках счастья, где счастье понимается, прежде всего, как польза и наслаждение, при абсолютном отсутствии сострадания; иными словами, это – человек – гедонист; в таком поиске счастья большую роль играют ум, воля, логика, ощущения. Поэтому Жюльен математически высчитывает стратегию по завоеванию женщин; за видимым прячется невидимое. Жесты, мимика, походка, одежда выдают намерения, скрываемые от других. В эмоциональном и страстном Жюльене внешнее и внутреннее не совпадают, и он постоянно ошибается и попадается. В этом двойственность характера Жюльена, что стремится к логике, но не способен противостоять страстям. В романе писатель, как уже было сказано выше, обличает среду, в которой находятся герои. Очевидно, что среда – это общество, а общество –это люди. Реалистическая литература была призвана показать существующие проблемы, срывая с происходящего привычный романтический флер.
Во второй части «Красного и черного», в главе «Комическая опера», Стендаль сравнивает свой метод с зеркалом. Известны также слова Стендаля о том, что «всякое произведение искусства — прекрасная ложь, и нет ничего нелепее совета, который подают люди, никогда не писавшие»[7.С.329].Автор, как и его герой, стремится ответить на вопрос, что надо сделать, чтобы стать современным автором-романтиком в век «смены вкусов (около 1825 г.); в век скуки и несчастья». Стендаль считает, что романтик — это тот, кто подражает новому, природе, еще не ставшей литературой. Писатель подражает природе не напрямую, а воспроизводит риторику авторов «несовременных». Истинный романтик, по мнению Стендаля, подражает самому себе, то есть познает природу своего общества. Художник не субъект естественного и научного наблюдения, не «обезьяна природы», а творец ее живой красоты. С этих позиций подходит Стендаль к созданию художественных образов своего романа. Реальность в этом произведении представлена через характеры, поступки, окружение героев. С помощью такого авторского приема можно увидеть, как время и нравы влияют на человека, как происходит извечная борьба инстинктов и чувств, добра и зла в человеческой душе. Стендаль создал особенно острый роман,  злободневный и разоблачительный, значимый и новый для французской литературы XIX века. Во многом он необычен благодаря приему литературной мистификации, соединенному с авторской иронией. Среди друих писателей, творивших в реалистической манере, Стендаля отличает живописная и лаконичная манера письма, некая схематичность повествования, что, вместе с тем, не делает его менее интересным.
Достоверное и проникновенное изображение человеческого сердца определяет поэтику «Красного и черного» как выразительного образца социально-психологического романа в XIX века. Изучая взаимодействие этих сил, Стендаль создает поразительную по исторической точности картину общественной жизни Франции времен Реставрации. История героя романа воспринимается читателями не как частный, из ряда вон выходящий случай, а как закономерное явление, обусловленное всем ходом развития французского общества в анализируемую писателем эпоху. В этом и заключается безусловное новаторское мастерство Стендаля как реалиста. Благодаря многогранной проблематике, выразительности характеров, образной насыщенности и драматичности сюжета, «Красное и черное» сохраняет несомненное общечеловеческое значение.
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы выявить роль ключевых эпиграфов, раскрывающих идейно-художественное своеобразие романа.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!