5. Влияние телевидения на речь дошкольника.

Вовлеченность ребенка в мир на экране становится самоценностью, как и получение удовольствия от участия в процессе происходящего в телевизионном дискурсе. Поглощение ребенка экранным образом, который «тотален, синестетичен, вовлекает все чувства», осмысливал М. Маклюэн, посвятив одну из частей своей книги Understanding Media ответу на вопрос: «Почему телевизионный ребенок не умеет заглядывать вперед?». Предметом научной рефлексии стало и воздействие телевизионной активности на сферу общения – в исследовании С. Скауга, К. Т. Энглунда, Л. Уистрема выявлено отрицательное влияние телевидения на отношения родителей с детьми. Определяя эмоциональную близость родителей и дошкольников, их вовлеченность в семейные отношения, авторы обнаружили, что увеличение времени медиакоммуникации уменьшает взаимодействие, тем самым нарушая социальные связи в семье. При этом определение развивающего потенциала адресованного детям контента является нерешенной проблемой, исследователи чаще всего не дифференцируют медиатексты на основании их художественных особенностей, учитывая только содержательные.
Детский телевизионный контент представлен прежде всего мультфильмами, которые как «наиболее популярная форма художественного произведения могут выступать психологическим орудием развития… могут способствовать становлению мировоззрения, самосознания ребенка; пониманию своих переживаний, смыслов». Влияние мультфильмов на эмоциональный фон и поведение ребёнка старшего дошкольного возраста было предметом экспериментального исследования О. О. Лазаревой, в основе которого предположение о том, что содержательные характеристики медиатекста являются определяющими вектор развития детей. Установлено, что мультфильмы с негативным содержанием (драками, сценами насилия) способствуют снижению контроля за поступками и проявлению негативных эмоций. С другой стороны, согласно данным исследования, позитивный содержательный контент актуализировал проявление сопереживания, сочувствия у детей, снижение уровня их агрессивности.
В той же парадигме содержательной детерминации воздействия медиатекстов на участников медиакоммуникации проведено исследование А. В. Спириной, в процессе которого определялась взаимосвязь просмотра сцен насилия на экране, с психологическим здоровьем дошкольников, уровнем их агрессивности, тревожности и страха.
Выявлено, что 90 % детей смотрит видео и телепередачи со значительным количеством сцен насилия от двух до шести и более часов в день, из них более 70 % испытуемых обнаружили высокие и средние уровни чувства страха, тревожности и агрессии.
Данные поражают и, с другой стороны, эмпирически обосновывают суждение о том, что вся современная реальность – это медиареальность, причем для детей она безальтернативна, и поэтому можно утверждать, что насильственность первичной социализации человека осложняется ее медиальностью.
Данных о количественной вовлеченности детей в медиакоммуникации в научной литературе немало. Известно, что в Великобритании 53 % детей от трех до четырех лет используют планшет, при этом один из семи дошкольников владеет собственным устройством. В России, по данным 2016г., 71 % детей в возрасте от 3 до 10 лет играют в компьютерные игры и используют обучающие приложения на смартфоне или планшете. В 3–4 года играют в видеоигры 49 % детей, в 5–8 лет – 75 %, в 9–10 – 84 %. К 10 годам почти каждый ребёнок (91 %), живущий в крупном городе России, уже имеет свой собственный гаджет.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ