Роль государственного бюджета в расширении инвестиций в реальный сектор экономики.

Цели и задачи

Целью исследования является оценка и анализ роли федерального бюджета РФ в расширении инвестиций в реальный сектор экономики РФ.

Введение и актуальность


Инвестиционные проекты в реальный сектор экономики кроме всего прочего имеют источники финансирования в самих компаниях, которые могут быть использованы при условии благоприятной налоговой и фискальной политики государства, когда бизнес заинтересован в расширении своего производства, а не в поиске путей занижения своей налоговой базы или выводе средств в офшорные юрисдикции [10, с. 48].
Кроме чисто функциональной значимости реального сектора экономики  в деле воспроизводства капитала и создания новых рабочих  мест, инвестиции в капитальные проекты имеют решающее значение для обеспечения экономической  безопасности страны.
В данном случае под экономической безопасностью понимается минимально допустимый уровень зависимости критически важных областей экономики от поставок, комплектующих, сырья и оборудования из-за границы. Это, конечно же, не значит полное самообеспечение по принципу северокорейской «идеи  чучхе», поскольку в современном глобальном мире это практически невозможно и лишено всякого практического смысла.
Тем не менее, что касается капитальных инвестиций как фундаментального фактора экономической состоятельности государства, то приоритет должен быть за национальным инвестором, чему государство должно всячески способствовать. Ведь именно создание условий для постоянного увеличения благосостояния своих граждан через удовлетворение спроса на продукцию является фактором не только совершенствования человеческого капитала  (во всех отношениях), но и социальной стабильности [9, с. 233].
2. Оценка роли государственного бюджета в расширении инвестиций в реальный сектор экономики РФ
2.1. Оценка взаимосвязи динамики инвестиций в основной капитал и темпов экономического роста
Корреляционный анализ позволяет изучить характер связи между двумя экономическими величинами и оценить степень взаимозависимости оцениваемых величин. Известно, что объем ВВП напрямую зависит от уровня обновления и перевооружения основных фондов в промышленности и сельском хозяйстве. Перевооружение и техническое переоснащение национальной экономики является целью и результатом инвестиционной деятельности предприятий.
В результате всего вышесказанного, теоретически выдвигаем гипотезу о прямой зависимости уровня ВВП от объема инвестиций в основной капитал.
В таблице 2.1 приведены данные об объеме ВВП РФ в текущих ценах и инвестициях в основной капитал.
Таблица 2.1
Данные о динамике ВВП РФ и инвестициях в основной капитал, трлн. руб.[14]
Год Объем ВВП РФ, у, трлн. руб. Объем инвестиций в основной капитал, х, трлн. руб.
2007 33.248 6.716
2008 41.277 8.782
2009 38.807 7.976
2010 46.309 9.152
2011 55.967 11.036
2012 66.927 12.586
2013 71.017 13.450
2014 79.200 13.903
2015 83.387 13.897
2016 85.918 14.749
2017 92.082 15.688

Заключение и вывод


На основе проведенного в работе исследования можно сделать следующие выводы:
1. Основой для повышения конкурентоспособности страны в глобальной экономике является модернизация производства и овладения новыми технологическими процессами. Однако модернизацию невозможно осуществить без капитальных инвестиций. Инвестиции, как показал проведенный корреляционный анализ, являются ключевым факторов экономического роста. По шкале Чеддока коэффициент корреляции указывает на очень высокую прямую зависимость уровня ВВП от объема инвестиций в основной капитал. F-статистика Фишера засвидетельствовала адекватность полученного уравнения регрессии с вероятностью 0,999. Коэффициент эластичности показывает, что с приростом инвестиций в основной капитал на 10% прирост ВВП составит 10,26%. Таким образом, гипотеза о прямой очень высокой зависимости объема ВВП от уровня инвестиций в основной капитал подтверждается.
2. За последние 10 лет, государственные расходы на экономику выросли более чем в 2,6 раза и составили в 2017 году 3,204 трлн. руб. В среднем, ежегодно, расходы федбюджета РФ на развитие экономики увеличивались на 11,38%, что в абсолютном выражении составило 221 млрд. руб. в год. В 2008 – 2010 годах государственные расходы на экономику стабильно росли: в 2008 году – на 10,37% в 2009 году – на 16,85%, в 2010 году – на 20,87%. После чего, темпы прироста несколько замедлились: 17,85% прироста в 2011 году и 5,65% - в 2012 году. В 2013 году наблюдается резкий скачок – максимум за период исследования – 22,52%. В 2014 году расходы на экономику еще выросли на 5,12%. После чего, в 2015 – 2016 их прирост не превышал 3%: -0,07% в 2015 году, 2,67% прироста в 2016 году и 2,82% - в 2017 году. Анализ зафиксировал, что вклад федерального бюджета в развитии экономики РФ достаточно скромен. Необходимо увеличивать роль бюджета в инвестировании реального сектора экономики РФ.
3. Как показали исследования, в 2015 году серьезно сократилась федеральная финансовая поддержка из запланированных 26 млрд. руб. было утверждено только 18,5 млрд., которые по итогам конкурсов были распределены между 85 субъектами РФ. Еще более значительным оказалось сокращение финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в 2016 году: оно составило только 12,3 млрд. руб. По итогам 2017 года государство выделило субсидий субъектам МСП на сумму 7,5 млрд. руб. Малый и средний бизнес России для повышения своей эффективности сегодня очень нуждается в государственной поддержке, а особенно остро стоит вопрос финансовой поддержки. Разработанный правительством комплекс мер по повышению эффективности государственной поддержки будет способствовать развитию МСП в России и привлечет в этот сектор больше заинтересованных людей.
4. Главным условием обеспечения экономической безопасности является выход РФ на траекторию реального экономического роста. Но для этого, в первую очередь необходимо провести модернизацию промышленности, которая позволит повысить конкурентоспособность продукции, сделает ее востребованной на внешних рынка. При этом, на первый план выходит активизация инвестиционного процесса в стране. Очевидно, что в условиях санкций, фактор международного капитала в данном процессе весьма ограничен, поэтому приходится максимально эффективно использовать внутренние резервы российской экономики. В первую очередь это привлечение сбережений населения. Но помимо усилий для поиска и привлечения средств для технического переоснащения национальной экономики, необходимо обеспечить их эффективное использование. Необходимо выявить точки экономического роста, важнейшие направления, которые могут дать синергетический эффект от инвестиций.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ