учетная политика организации и ее роль в составлении бухгалтерской отчетности

Цели и задачи

Целью курсовой работы является изучение методики разработки учетной политики и оценки ее роли при формировании бухгалтерской отчетности.

Введение и актуальность


Объектами бухгалтерского учета в соответствии со ст. 5 Закона № 402-ФЗ являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы и расходы; иные объекты, установленные федеральными стандартами. Согласно п. 2 ст. 1 ФЗ-129, объектами бухучета служат: имущество организаций, их обязательства и осуществляемые ими хозяйственные операции.
По сути, факты хозяйственной жизни – более широкое понятие, по смыслу подходящее нынешнему объекту учета – хозяйственным операциям. Это сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.
Расшифровку остальных объектов бухучета, подробные критерии их признания и оценки можно найти в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике РФ (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ 29.12.97), в которой заложены основные принципы МСФО.
Например, активы должны прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию. Привычный же нам объект бухучета – имущество – от актива отличается тем, что имущество может и не приносить экономическую выгоду (например, быть непригодным для дальнейшего использования и реализации). Экономическая же выгода является важным критерием для принятия решений заинтересованными пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности. Таким образом, особенностью новых объектов бухучета является их способность влиять на финансовое положение экономического субъекта.
Исходя из своих видов деятельности, каждая организация должна разработать и утвердить рабочий план счетов бухучета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета в данной конкретной организации. Рабочий план счетов закрепляется отдельным приложением к положению по учетной политике. Большинство организаций для создания рабочего плана счетов опирается на действующий План счетов, рекомендованный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.
В настоящее время организации в основном ведут бухучет с помощью того или иного программного продукта, поэтому план счетов с расшифровкой по аналитическим счетам можно легко получить, распечатав его из программы.
Учетная политика на 2014 год должна быть утверждена не позднее 31 декабря 2013 г.
В 2013 г для негосударственных организаций произошел отказ от унифицированных форм первичных учетных документов, разработанных Госкомстатом РФ. Такие организации будут вправе самостоятельно разработать формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций. Однако при этом сохранилось требование о наличии обязательных реквизитов. При этом негосударственным организациям можно переработать действующие унифицированные формы, проверив их на наличие обязательных реквизитов, перечень которых в Законе № 402-ФЗ изложен более конкретно. Например, должна быть указана не просто подпись соответствующего уполномоченного лица, но и его фамилия и инициалы либо иные реквизиты, необходимые для его идентификации.
Начиная с 2012 г. в первичных документах должен был присутствовать и натуральный, и денежный измеритель хозяйственной операции (подп. «д» п. 2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ). Согласно же подп. 5 п. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ, обязательным реквизитом первичных документов « является величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения.
С 01.01.2013 в п. 1 ст. 12 Закона № 402-ФЗ установлено, что объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению, факты же хозяйственной жизни, согласно п. 1 ст. 5 Закона № 402-ФЗ, являются объектами бухгалтерского учета.
С 2013 года первичные учетные документы могут составляться как на бумажных носителях, так и в виде электронных документов с электронной подписью. Какой вариант планируется использовать, следует отразить в положении по учетной политике Для электронного документооборота это не совсем удобно, так как для обмена электронными первичными документами через специальные программы формы бланков контрагентов должны быть совместимыми. Кроме того, при разработке электронных документов целесообразно придерживаться форматов ФНС.
Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухучета. Формы «первички» удобнее собрать в специальный альбом форм и утвердить в качестве приложения к положению по учетной политике. Ранее при использовании унифицированных форм достаточно было привести их перечень, а также нормативные акты, которыми они утверждены. С 2013 организациям необходимо утверждать все используемые формы первичных документов.

Заключение и вывод

В курсовой работе в целях решения поставленных задач были рассмотрены теоретические основы формирования учетной политики организации для целей бухгалтерского учета.
В процессе формирования учетной политики выделяют два основных направления: организационно-технические аспекты; учетная политика для целей финансовой внешней отчетности. Первое направление предполагает принятие и утверждение: рабочего плана счетов бухгалтерского учета; форм первичных учетных документов, не предусмотренных типовыми формами первичной учетной документации; положения о бухгалтерской службе организации; должностных инструкций работников бухгалтерии; плана (графика) документооборота; порядка внутреннего контроля сохранности ресурсов, их эффективного использования. Второе направление предполагает принятие решения о способах ведения бухгалтерского учета.
Практическое изучение формирования учетной политики организации произведено на примере ООО «ФОРУМ».
ООО «ФОРУМ» специализируется в области подготовки технических решений и реализации проектов слаботочных инженерных систем для объектов частной и коммерческой недвижимости.
В ООО «ФОРУМ» учетная политика оформляется в виде приказа руководителя либо в виде отдельного положения об учетной политике, прилагаемого к приказу руководителя о ее утверждении. 
В учетной политике ООО «ФОРУМ» можно выделить две группы элементов – отражающие организационные и методологические аспекты бухгалтерского учета. К основным элементам учетной политики относятся:
1) Схема ведения бухгалтерского учета. В ООО «ФОРУМ» бухгалтерский учет ведется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером.
2) Уровень централизации учета. В ООО «ФОРУМ» ведется централизованный учет.
3) Структура бухгалтерского аппарата. У главного бухгалтера ООО «ФОРУМ» в соответствии со штатным расписанием 2 заместителя – первый заместитель и заместитель по коммерческим вопросам. Бухгалтерия ООО «ФОРУМ» состоит из 4 групп: финансовая, коммерческая, расчетная, материальная.
При совершенствовании учетной политики ООО «ФОРУМ» следует уделить следующим направлениям: - утвердить порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; - описать порядок расчета определения финансового результата от реализации продукции для целей налогообложения; - утвердить список лиц, которым разрешено давать деньги на хозяйственные нужды предприятия; - описать, каким образом хранятся бухгалтерские документы на предприятии; - ввести правила документооборота, так как не все хозяйственные операции оформляются первичными документами и не содержат обязательных реквизитов и утвердить их; - предусмотреть пункт о заключении с работниками предприятия договоров о материальной ответственности, чтобы избежать недостач и хищений.
Так же ООО «ФОРУМ» можно предложить контроллинг - это набор методик, направленных на совершенствование учетной политики и управленческой практики предприятий, исходя из финансовых критериев успешности функционирования предприятия.
ООО «ФОРУМ» рекомендуется оформлять два приказа об учетной политике: один - для целей бухгалтерского учета, а другой - для целей налогообложения. Но для удобства предприятие может объединить их.
Работу по подготовке и совершенствованию учетной политики следует вести планомерно в течение всего года; при этом целесообразно осуществлять постоянный мониторинг изменений в законодательстве и различных нормативных документах, а также непосредственно в деятельности организации.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ