Формы организации учебного процесса

Групповая форма имеет ряд недостатков. Среди них наиболее значительными являются: сложность заполнения групп и организации работы в них; Учащиеся в группах не всегда могут самостоятельно проанализировать сложный учебный материал и выбрать наиболее эффективный способ его изучения. В результате слабые ученики с трудом изучают материал, а сильным — более сложные, оригинальные задания. Только в сочетании с другими формами обучения — фронтальным и индивидуальным — групповая организация обучения учащихся приносит положительные результаты.
Выбор наиболее оптимальных вариантов сочетания данных форм определяется учителем в зависимости от учебных задач, характеристикам класса и его учеников, от уровня их способностей.
Особенностью организационных форм является то, что их выбор не однозначно определяется содержанием образования. В то же время организационные формы составляют определенную часть содержания образования и, как правило, общие для всех учащихся и всех предметов. Они учат слушать, обсуждать в коллективной работе, концентрироваться и организовывать свою деятельность во время индивидуальной работы. На уроке учащиеся привыкли внимательно слушать других, вникать в истинный смысл выступлений, вопросов и замечаний своих товарищей, спорить с аргументами или, по согласованию, дополнять их новыми аргументами. Ученики учатся составлять схемы, библиографию, доклад и т. д. На практических занятиях и во время домашней работы они учатся организовывать свое рабочее место, планировать работу, укладываться в отведенное время, отслеживать результаты.
Организационные формы обучения могут самостоятельно выполнять и немалую воспитательную функцию.
Назначение организационных форм — наиболее эффективно адаптировать учебный процесс к реальным условиям.
Осуществление обучения требует знания и умелого использования различных форм организации педагогического процесса. В современной дидактике сложилась парадоксальная ситуация. Исследователи отмечают (В.К. Дьяченко, И.М. Чередов и др.), Что даже специалистам в этой области трудно сказать, что такое форма организации учебной деятельности и чем она отличается от методов обучения. В традиционной дидактике форма, казалось, была отделена от содержания, поскольку она определяется характеристиками, внешними по отношению к образовательному содержанию. Так, в одном из учебников указано, что формы отличаются друг от друга количеством учащихся и способами организации работы: «Латинская словоформа означает внешний вид, внешнюю форму. Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации образовательного процесса, которая связана с количеством обучаемых студентов, временем и местом обучения и порядком его осуществлени», По мнению И. М. Чередова, формой организации обучения является особая структура звена или совокупности звеньев образования.
В. К. Дьяченко считает, что понятие «форма организации образования», как и другие понятия дидактики, может быть научно обосновано только при условии, что дано научное определение основного понятия «обучение». «Обучение — это общение, в котором знания и опыт (включая творческий опыт), накопленные человечеством, воспроизводятся и усваиваются».
Общение происходит между взаимодействующим учителем и учениками. В зависимости от структуры образовательного общения, В.К. Дьяченко делит общие формы на индивидуальные, парные, групповые и коллективные.
Понятие «организация» в «Философской энциклопедии» интерпретируется как «упорядочение, установление, спекуляция в системе любого материального или духовного объекта, расположение соотношения частей объекта». Обучение может происходить только тогда, когда оно как-то организовано. Это происходит и существует, прежде всего, в определенных формах его организации. Организационные формы образования являются материальной основой образования.
Итак, форма обучения — это целенаправленная, осмысленно богатая и методически оснащенная система когнитивного и образовательного обучения, взаимодействия и взаимоотношений учителя и ученика. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации содержания, средств и методов обучения. Отдельная и изолированная форма обучения (урок, лекция, лабораторная работа, семинар, экскурсия и др.) Имеет частную образовательную ценность. Он предоставляет детям усвоение конкретных фактов, обобщений, выводов и уточнения индивидуальных навыков. Система различных форм обучения, позволяющая раскрывать целостные разделы, темы, теории, концепции, применять взаимосвязанные навыки, имеет общую учебно-воспитательную ценность, формирует системные знания и личностные качества учащихся.
Необходимость системной зависимости и разнообразия форм обучения обусловлена ​​особенностями содержания образования, а также особенностями восприятия и усвоения учебного материала детьми разных возрастных групп. Содержание науки и возрастные особенности школьников требуют соответствующей, адекватной формы обучения, определяют ее характер: место в учебном процессе, временную продолжительность, изменение, подвижную структуру, методы организации, методическое оснащение. Различные комбинации этих компонентов позволяют создавать разнообразные образовательные формы.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ