Исследование эмоциональной сферы человека как его личностного проявления

Феномен стиля саморегуляции, по мнению А.А. Конопкина, выражается в том, что недостаточное развитие одного звена саморегуляции компенсируется высоким развитием другого звена. Однако какие бы условия и детерминанты ни определяли жизнь и деятельность человека — внутренне, психологически действенными они становятся лишь тогда, когда им удается проникнуть в сферу его эмоциональных отношений и закрепиться в ней [12].
Эмоции — средство спасения от состояния напряжения и средство достижения состояния удовлетворения, — утверждал Зигмунд Фрейд. Курт Левин отмечал в своей теории поля, что чем больше участков сферы личности включено, тем с большей вероятностью она будет реагировать на события[15].
Маслоу отмечал, что для самоактуализации важны положительные эмоции. Он призвал серьезно исследовать влияние на человека эмоций счастья, радости, внутреннего покоя. Ученый считал, что негативные эмоции, внутреннее напряжение и конфликты отнимают энергию индивида и не способствуют его эффективному функционированию.
Таким образом, эмоции — это «внутренний регулятор» деятельности, и они служат организующим и мотивирующим фактором поведения человека. Анализируя учение Л.С. Выготского, К. Вилюнаса, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других исследователей можно выделить ряд принципиально важных положений. Между эмоциями и деятельностью существует тесная взаимосвязь: эмоции отражают отношение между мотивами (потребностями) и реализацией деятельности, которая им соответствует, в результате чего человек настраивается на дальнейшие действия. Поэтому эмоции есть и результатом осуществления деятельности и механизмом ее движения. Эмоциональную регуляцию рассматривают как силу, которая согласовывает общую направленность и динамику поведения с личностным смыслом, который имеет для человека определенная ситуация. Основными регулятивными функциями эмоций являются: активация, мобилизация, избирательность, побуждение, организация деятельности и поведения личности. Эмоции, которые человек переживает в повседневной жизни, влияют на индивидуальное и социальное развитие и на формирование межличностных связей. Характерной особенностью эмоций является то, что они охватывают личность полностью. Осуществляя почти молниеносную интеграцию, то есть объединение в единое целое всех функций организма, эмоции сигнализируют о полезных или вредных воздействиях на организм. Благодаря этому они имеют универсальное значение для жизни человека.
Следует также отметить, что в зависимости от продолжительности, интенсивности, предметности или неопределенности, а также качества эмоций, все эмоции делят на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Эмоциональные состояния характеризуются большей длительностью, которая может измеряться часами и днями. По своей модальности эмоциональные состояния могут возникать в форме раздражительности, тревоги, различных оттенков настроения: от депрессивных состояний до состояния эйфории. Важность умения управлять своими эмоциональными состояниями, трудно переоценить для любого человека, любого возраста, любой профессии. Альфред Адлер разделял эмоциональное состояние на две части: одна не связана с обществом и касается достижения индивидуальных целей, другая — связана с обществом и способствует социальному взаимодействию. Несвязанные с обществом эмоции, такие как гнев и страх являются результатом ощущения неудавшейся жизни и личностной несостоятельности. Негативные эмоции, соединяясь с неопределенностью мотивации, снижают степень сформированности механизмов саморегуляции, усиливают дезадаптацию и даже приводят иногда к так называемому срыву адаптации [21].
Ученые отмечают, что эмоциональный процесс является специфической реакцией на изменения во внешней или внутренней среде. Как правило рассматриваются два аспекта эмоциональных процессов: а) отражение, когда эмоции выступают специфической формой отражения значения объектов для субъекта; б) отношение, когда эмоции являются формой активного отношения человека к миру. Эмоциональные процессы объединяют в себе три основных компонента: эмоциональное возбуждение, содержание эмоций, знак эмоций. Положительные эмоциональные процессы активизируют деятельность, повышают ее результативность. Негативные эмоции дезорганизуют ту деятельность, которая приводит к их возникновению, однако организуют действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий. Поэтому следует отметить, что, эмоции как психический процесс влияют и на познавательные процессы [6; 11; 24].
Эмоции тесно пронизывают все явления психической жизни человека. Модальность эмоционального отношения формируется через опыт коммуникации и взаимодействия с миром. Мировосприятие составляет тот жизненный тонус личности, от которого во многом зависит качество и уровень эмоционально-волевой регуляции любой деятельности вообще. Черты характера человека во многих случаях пронизаны эмоциями. Личностное развитие человека происходит при усовершенствовании высших эмоций и чувств. В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализационную роль. Они являются значимым фактором в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. Таким образом, эмоции человека – это форма отражения действительности, в которой происходит регуляция и саморегуляция функций в зависимости от условий окружающей среды.
Таким образом, эмоции являются фактором, обуславливающим специфику регуляции поведения человека. Вместе с когнитивными процессами, эмоции выполняют оценочно-регулирующую функцию в человеческих взаимоотношениях. Влияние эмоций на ход процессов регуляции, проявляется в организации и направленности внешних воздействий, поведенческих реакций, избирательности познавательных процессов, четкости психомоторных и познавательных действий. Именно поэтому эмоции обязательно, значимым фактором внутренней регуляции различных видов и форм произвольной активности человека, выступая субъективной формой выражения актуальных потребностей личности.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ