Особенности влияния памяти на успешность обучения

Цели и задачи

Цель исследования заключается в изучении влияния памяти на успешность обучения (на примере младших школьников).

Введение и актуальность


Все педагогические системы между собой связаны и поэтому качество и результаты работы одних учебных заведений отражаются на положении дел в других, особенно тогда, когда эти учебные заведения находятся в преемственных отношениях. Так, плохая работы общеобразовательной школы вызывает множество проблем в системе высшего образования, а плохая работа вузов, выпускающих слабых специалистов, отражается в снижении уровня и эффективности производства, а, следовательно, на уровне и темпах социально-экономического развития всей страны.
Поэтому внутренние критерии оценки эффективности работы различных учебных заведений должны дополняться, как утверждают Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин, внешними.
Внешними критериями считаются управление учебной деятельностью и организация процесса обучения, самостоятельная работа учащихся, адаптация выпускника на производстве, его профессиональная устойчивость, темпы роста профессионального мастерства и связанное с ним должностное продвижение, темпы роста процесса самообразования, уровень образованности или профессионального мастерства, готовность повышать свое образование, оценки, даваемые другими людьми.
Таким образом, успешность ученика – это не только объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка.

Заключение и вывод

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что успешность ученика – это не только объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка. Исходя из этого основным критерием успешности обучения, на наш взгляд, будет являться умение учащегося с наименьшими энергетическими затратами достигать наибольших результатов. Это связано с проявлением многих способностей, например, таких как: все делать вовремя, чувствовать ситуацию, применять рациональные средства для достижения поставленной цели, притягивать к себе людей, испытывать чувство радости, удовлетворения, уверенности в собственных силах, не унывать, не пасовать перед трудностями, бережно относиться к своему здоровью и т.д.
Память – это сложный процесс преобразования сенсорного и перцептивного материала, получаемого органами чувств; это организация, сохранение и воспроизведение того, что было в прошлом опыте человека. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии познавательных процессов. В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три – четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстаёт в своём развитии опосредованная, логическая память, т.к. ребёнок в большинстве случаев, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью. Если, однако, детей младшего школьного возраста специально учить мнемическим приёмам, то это существенно превышает продуктивность их логической памяти.
В целях уточнения влияния памяти на успешность обучения было организовано экспериментальное исследование.
В данной работе были исследованы познавательные процессы младших школьников. Нами показано, что у младших школьников, занимающихся по системе развивающего обучения, более развита память. Также на основе корреляционного анализа мы выявили, что уровень развития памятивлияет на успеваемость школьников.
Гипотеза исследования получила подтверждение: 1) у детей, обучающихся по педагогической технологии развивающего обучения, выше уровень памяти; 2) наибольший вклад в успешность изучения математики вносит кратковременная память, в успешность изучения русского языка – долговременная память.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ