Психологические особенности детей при дизартрии

Более резкие отклонения: дислалия, дизартрия, заикание — составляют довольно большой процент среди всех существующих случаев речевых недостатков. У многих детей в возрасте 6-7 лет все же отмечается проглатывание окончаний слов и не совсем правильная расстановка ударений. Некоторые дети могут быть небрежными в словопроизношении, к примеру, могут говорить «мине» «яблуко», и т.п[16].
В онтогенезе за 5 лет жизни, таким образом, у ребенка формируется целая система фонем родного языка. В раннем возрасте звуки со сложным артикуляционным укладом могутзаменяться звуками-предшественниками, которые наиболее близки по артикуляционному укладу. Появление звуков связывается с подготовленностью артикуляционной базы. В процессе становления речи у детей наблюдаются перестановки звуков, сокращение слогов в словах. Данные нарушения носят временный характер и полностью исчезают при нормальном речевом развитии к возрасту пяти лет. Развитие у детей звукопроизношения имеет вышеописанные общие закономерности, но у каждого ребенка оно все-таки протекает с некоторыми индивидуальными отличиями[21].
Необходимо отметить, что те или иные нарушения звукопроизношения могут обуславливаться анатомическими отклонениями в строении артикуляционного аппарата (зубов, губ, языка, неба, челюстей). При неправильном строении губ (укороченная верхняя губа, расщепление верхней губы) не возможно достаточно полное их смыкание, в результате начинает страдать произношение щелевых и губных звуков. При нарушении зубного ряда (мелкие, излишне крупные, редкие, недоразвитые, сверхкомплектность, вне челюстной дуги) или отсутствии зубов могут искажаться многие переднеязычные звуки. Различные нарушения в строении челюстей (прогнатия, прогения), а, соответственно, и прикусов (открытый боковой, открытый передний) также являются одной из причин неправильного звукопроизношения. При наличии дефектов неба (врожденное несращение мягкого и твердого неба, язычка и мягкого неба, высокий небный свод, укороченное мягкое небо) нарушается небно-глоточный затвор, который отделяет носовую и носоглоточную полости от ротовой и глоточной, при произнесении всех звуков речи, кроме носовых. При этом может изменяться и тембр звуков, в особенности гласных: речь приобретает назальный достаточно выраженный оттенок[20].
Ряд индивидуальных особенностей звукопроизношения, нечеткая дикция, неправильные ударения, орфоэпические искажения у ребенка могут развиваться в результате влияния иноязычных или диалектных форм, малокультурной речевой среды или из-за постоянного контакта с близкими, которые имеют недостатки произношения.
Таким образом, проблема развития звуковой выразительности речи детей приобретает сегодня первостепенную значимость. Только развитая звуковая выразительная речь позволит детям эффективно исвободно общаться с окружающими лицами в различных коммуникативных обстановках, точно и лаконично сообщать всем свои чувства и мысли, а так же понимать собеседника.
Главным назначением выразительности речи считается обеспечение эффективности коммуникации. Это утверждение находит подтверждение в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте второго поколения.
Структура звукопроизношения определяется логикой овладения детьми фонетической системой языка: от овладения артикуляционными движениями ребенок идет к овладению артикуляцией звука, далее следует его автоматизация и дифференциация[11].
Таким образом, звуки речи усваиваются в определенной последовательности, причем вначале ребенок усваивает не те звуки, которые чащеслышит от взрослых, а те, которые ему легче произносить.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ