Золотая орда как военно-феодальное государство

Цели и задачи

Целью настоящего исследования является рассмотрение вопроса одного из самых великих государств в XIII-XV вв.

Введение и актуальность


Аппарат управления Золотой Орды рос по мере укрепления ее государственности. За образец его правителями была взята администрация государства Хорезмшахов, завоеванного монголами. В соответствии с ним, при хане появился визир, являвшийся своеобразным главой правительства, отвечавший за те сферы жизнедеятельности государства, которые не были связаны с военными вопросами. Возглавляемый визиром диван (государственный совет) распоряжался финансами, торговлей, налогами.
Внешней политикой руководил либо сам хан со своим ближайшим окружением советников, либо беклярибек. Расцвет ордынского государства ознаменовался самыми высокими в тогдашней Европе уровнем и качеством жизни. Взлет пришелся практически на время правления одного властителя - Узбека (1312 - 1342).


Глава II. Общественный строй Золотой Орды

Золотоордынская социальная структура была достаточно сложной и отражала пестрый национальный и классовый состав данного государства. Четкой сословной организации общества здесь не было. Статус подданства зависел от происхождения, заслуг перед ханом и его рода, а также от должности в военно-административном аппарате.
Господствующее положение в военно-феодальной иерархии Золотой Орды занимал аристократический род потомков Чингисхана и его сына Джучи.
Самый большой и богатый улус типа домена имел Хан. Джучиды имели преимущественное право на занятие высших государственных постов. Им присваивались как государственные, так и военные титулы и звания.
На следующей ступени военно-феодальной иерархии находились нойоны. Членами рода Джучидов они не являлись, тем не менее, свои родословные вели от сподвижников Чингисхана и их сыновей. Они имели как множество слуг и зависимых людей, так и огромные стада животных. Из их числа, чаще всего, ханами назначались как на военные, так и на государственные должности. Как правило, они награждались тарханными грамотами, которые освобождали их от различного рода обязанностей и повинностей. В качестве знаков их власти являлись ярлыки и пайцзы.
В иерархической структуре особое место занимали многочисленные нукеры – являвшиеся дружинниками крупных феодалов. Они или находились в свите своих сеньоров, или занимали средние и низшие военно-административные должности - сотников, десятников и др. Данные должности позволяли им извлекать значительные доходы с населения тех территорий, где были размещены или куда направлялись соответствующие воинские подразделения или где нукеры занимали административные должности.
Из среды нукеров, а также других привилегированных людей выдвинулся небольшой слой тарханов, от хана получивших или его высших должностных лиц тарханные грамоты. Данными грамотами их обладателям предоставлялись различные привилегии.
Также, к господствующим классам относились и многочисленное духовенство, прежде всего мусульманское, купцы и богатые ремесленники местные феодалы, родовые и племенные старейшины и вожди, крупные землевладельцы в оседлых земледельческих районах Средней Азии, Поволжья, Кавказа и Крыма.
Крестьянство земледельческих районов, городские ремесленники, слуги находились в различной степени зависимости не только от государства, но и от феодальных владык. В степях и предгорьях Золотой Орды основную массу трудящихся составляли какчу – кочевники-скотоводы. Они входили в племена и роды и были вынуждены беспрекословно подчиняться родовым и племенным старейшинам и вождям, а также представителям военно-административной власти Орды. Карачу, выполняя все хозяйственные обязанности, вместе с тем должны были также служить и в войске.
В земледельческих районах Золотой Орды трудились зависимые от феодалов крестьяне. Сабанчи, относившиеся к ним, жили в сельских общинах и кроме собственных участков земли, также обрабатывали земли феодалов, и несли другие натуральные повинности. Уртакчи (издольщики) являлись людьми кабальными, которые обрабатывали землю не только государства, но и местных феодалов. Работали они за половину урожая. Кроме того, несли они и другие повинности.
В городах Золотой Орды трудились ремесленники, которые сгонялись из завоеванных ордынцами стран. Многие из них находились на положении рабов или зависимых людей, которые зависели не только от хана, но и других владык.
От произвола властей, как, впрочем, и от своих господ зависели и мелкие торговцы и слуги. Даже самостоятельные купцы и ремесленники городским властям уплачивали подати, а также несли различные повинности.
Рабство было довольно распространенным явлением в Золотой Орде. Рабы использовались в ремесленном производстве, строительстве, в качестве слуг феодалов. Большое количество рабов продавалось в страны Востока. Вместе с тем, большинство рабов в городах и в сельском хозяйстве через одно-два поколения становились феодально зависимыми или получали свободу.
Золотая Орда не оставалась неизменной, многое заимствуя у мусульманского Востока: ремесла, архитектуру, баню, изразцы, орнаментальный декор, расписную посуду, персидские стихи, арабскую геометрию и астролябии, нравы и вкусы, более изощренные, чем у простых кочевников.
Ислам стал государственной религией в Золотой Орде к 1320 г., но, в отличие от других исламских государств, это не привело к тотальной исламизации ее общества, государственных и правовых институтов. Особенностью судебной системы Золотой Орды, во-первых, стало упомянутое выше сосуществование институтов традиционной монгольской юстиции - судов-дзаргу и мусульманского суда кади; при этом никакого конфликта, казалось бы, несовместимых правовых систем не наблюдалось: представители каждой из них рассматривали дела, отнесенные к их исключительному ведению.

Заключение и вывод

Итак, изложенный выше материал позволяет сделать ряд выводов относительно темы заявленного исследования.
Цель настоящего исследования была достигнута путем реализации поставленных задач.
Истоки возникновения института Чингизидов ведут в XIII в. в Великий Монгольский улус, который был создан Чингисханом и повторивший ситуацию рождения новой властной элиты своего предшественника - Тюркского Каганата VI в., когда появилось правящее сословие, уже не связанное с каким-либо одним племенем.
Монгольская империя, по тем временам, представляла собой высокоорганизованное государство, в котором существовал единый и прочный порядок на огромной территории. Создание в 1-ой половине XIII в. Золотой Орды связано с потомками Чингисхана. Территория империи простиралась от берегов Днестра на Западе до Западной Сибири и Северного Казахстана на Востоке, включая также на некоторых этапах своей истории ряд ближневосточных, кавказских и среднеазиатских регионов.
В XVI в. Золотой Орде было суждено распасться на более мелкие государства - Крымское, Казанское, Астраханское ханства, Ногайскую Орду и др., которые явились наследниками политической, государственной и правовой традиций Золотой Орды. Некоторые из этих государств просуществовали достаточно долго: казахские ханства - до середины XIX, а Бухарский эмират и Хивинское ханство - до начала ХХ в.
В те времена Золотая Орда была одним из крупнейших государств, владения которой были не только в Азии, но и в Европе. Военная мощь Золотой Орды постоянно держала в напряжении всех соседей, и, мало того, достаточно долгое время никем не оспаривалась.
Огромная территория, многочисленное население, сильная центральная власть, большое боеспособное войско, умелое использование торговых караванных путей, выколачивание дани с покоренных народов, все это создавало мощь ордынской империи. Золотая Орда усиливалась и крепла и пережила пик своего могущества в 1-ой половине XIV в.
В Золотой Орде правосудие в целом соответствовало уровню развития судебной системы различных стран мира того времени. Особенность же суда данной страны объясняется не только правосознанием общества, но и совокупностью таких факторов как влияние традиций регионов, на которые распространялась власть Джучидов, принятие ислама, кочевыми традициями и пр.
В истории нашей страны монголо-татарское нашествие, а также последовавшее за ним золотоордынское иго, сыграло огромную роль. Монголо-татарское завоевание привело к значительному ухудшению международного положения русских княжеств. Древние торговые и культурные связи с соседними государствами были насильственно разорваны. Нашествие нанесло сильный разрушительный удар культуре русских княжеств. В огне монголо-татарских нашествий погибли многочисленные памятники, иконописи и архитектуры.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ