Повышение качества продукции

Содержание

Введение

1. Качество продукции и экономика производства

1.1 Качество продукции и необходимость его повышения

1.2 Основные показатели качества продукции

2. Пути улучшения качества продукции

2.1 Сущность повышения качества продукции

2.2 Пути повышения качества продукции

3. Планирование повышения качества продукции

3.1 Содержание плана

3.2 Мероприятия по выполнению плана

4. Стимулирование выпуска продукции высокого качества

5. Повышение качества продукции в Тверской области

Заключение

Литература

1. Качество продукции и экономика производства

1.1 Качество продукции и необходимость его повышения

Под качеством продукции понимается совокупность ее свойств обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Качество выражает потребительские свойства изделий, обнаруживаемые в процессе их потребления. Систематическое его улучшение принадлежит к числу основных условий повышения эффективности общественного производства и решения социальных задач.

Качество средств производства оказывает растущее влияние на состояние экономики производства, уровень технической оснащенности труда и его результаты. Так, при непрерывном росте уровня автоматизации производства, когда функции контроля, регулирования и управления начинают выполняться автоматически, надежность оборудования становится решающей предпосылкой реализации его потенциальных возможностей. Выход из строя хотя бы одного из множества элементов механизированной или автоматизированной системы может парализовать действие всей системы. Присущий для современного производства рост технологических скоростей, нагрузок, давлений, температур, напряжений, частот и иных рабочих параметров, также обусловливает возрастание требований к прочности, жесткости, жаростойкости и другим характеристикам деталей изделий, а вместе с тем к постоянству их сопряжений и стабильности технологических режимов. Качество предметов народного потребления, в свою очередь, во многом определяет состояние экономики потребления, степень удовлетворения нужд населения, способствуя, тем самым, достижению фундаментальной социальной цели нашего общества. В конечном счете, улучшение качества промышленной продукции обеспечивает экономию капиталовложений, рост коэффициента использования производственных мощностей, сокращение текущих эксплуатационных издержек и в известном смысле увеличение реальных доходов населения. Для успешного решения возникающих в этой связи проблем объединение (предприятие) формирует систему управления качеством продукции, призванную регулировать движение совокупности взаимосвязанных факторов (модель изделия, техническая документация, оборудование и инструмент, комплектующие элементы труда), определяющих, в конечном счете, искомое качество. Регулирование предполагает планирование качества, контроль уровня качества проектируемых и выпускаемых изделий, выработку управляющих воздействий и корректировку плана с учетом условий.

1.2 Основные показатели качества продукции

Показатель качества продукции — количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации и потребления.

Задача нахождения показателей уровня качества для каждого вида промышленного изделия сложна, что связано с огромным разнообразием изделий и с множественностью признаков качества

Номенклатура показателей качества зависит от назначения продукции и определяется количественными характеристиками ее свойств, которые обеспечивают возможность оценки уровня ее качества. Показатели качества имеют наименование и численное значение. В зависимости от характера решаемых задач по оценке качества продукции показатели можно классифицировать по различным признакам (табл. 1).

Помимо приведенных в таблице 1 основных признаков классификации и групп показателей качества используются и такие, как однородность характеризуемых свойств (функциональные, ресурсосберегающие, природоохранные) и форма предоставления характеризуемых свойств (абсолютные, относительные, удельные).

Таблица 1

Классификация показателей качества продукции

Признак классификации показателей

Группы показателей качества продукции

По количеству характеризуемых свойств

Единичные

Комплексные

Интегральные

По характеризуемым свойствам

Назначения

Надежности

Экономичности

Эргономические

Эстетические

Технологичности

Стандартизации и унификации

Патентно-правовые

Экологические

Безопасности

Транспортабельности

По способу выражения

В натуральных единицах

(кг, мм, баллы и др.)

В стоимостном выражении

По этапам определения значений показателей

Прогнозные

Проектные

Производственные

Эксплуатационные

Единичные показатели, характеризующие одно из свойств продукции, могут относиться как к единице продукции, так и к совокупности единиц однородной продукции, например: наработка изделия на отказ (часы), удельный расход топлива (г/л. с.), максимальная скорость движения (км/ч).

Комплексные показатели характеризуют совместно несколько простых свойств или одно сложное, состоящее из нескольких простых. Примером комплексного показателя может служить коэффициент готовности изделия, который характеризует два свойства — безотказность и ремонтопригодность.

Деление показателей на единичные и комплексные является условным из-за условности деления свойств продукции на простые и сложные.

Интегральные показатели отражают отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию.

Наиболее широкое применение при оценке качества продукции производственно-технического назначения находят показатели, сгруппированные по характеризующим свойствам.

Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения. Они подразделяются на показатели функциональной и технической эффективности (производительность станка, прочность ткани); конструктивные (габаритные размеры, коэффициенты сборности и взаимозаменяемости); показатели состава и структуры (процентное содержание серы в коксе, концентрация примеси в кислотах).

Показатели надежности характеризуют свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.

Безотказность показывает свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки, выражающееся в вероятности безотказной работы, средней наработке до отказа, интенсивности отказов.

Ремонтопригодность — это свойство изделия, заключающееся в приспособленности его к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и устранению их последствий путем проведения ремонтов и технического обслуживания. Единичными показателями ремонтопригодности являются вероятность восстановления работоспособного со стояния, среднее время восстановления. Восстановляемость изделия характеризуется средним временем восстановления до заданного значения показателя качества и уровнем восстановления.

Сохраняемость — свойство продукции сохранять исправное и работоспособное, пригодное к потреблению состояния в течение и после хранения и транспортирования. Единичными показателями сохраняемости могут быть средний срок сохраняемости и назначенный срок хранения.

Долговечность — свойство изделия сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов. Единичными показателями долговечности являются средний ресурс, средний срок службы.

Эргономические показатели, характеризующие систему «человек — изделие — среда использования» и учитывающие комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, делятся на следующие группы

а) гигиенические (освещенность, температура, излучение, вибрация, шум);

б) антропометрические (соответствие конструкции изделия размерам и форме тела человека, соответствие распределению веса человека);

в) физиологическиё (соответствие конструкции изделия силовым и скоростным возможностям человека);

г) психологические (соответствие изделия возможностям восприятия и переработки информации).

Показатели экономичности определяют совершенство изделия по уровню затрат материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов на его производство и эксплуатацию (потребление). Это в первую очередь себестоимость, цена покупки и цена потребления, рентабельность и т.д.

Эстетические показатели характеризуют информационно-художественную выразительность изделия (оригинальность, стилевое соответствие, соответствие моде), рациональность формы (соответствие формы назначению, конструктивному решению, особенностям технологии изготовления и применяемым материалам), целостность композиции (пластичность, упорядоченность графических изобразительных элементов).

Показатели технологичности имеют отношение к таким свойствам конструкции изделия, которые определяют его приспособленность к достижению оптимальных затрат при производстве, эксплуатации и восстановлении заданных значений показателей качества. Они является определяющими для показателей экономичности. Единичные показатели технологичности — удельная трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость изготовления и эксплуатации изделия, длительность цикла технического обслуживания и ремонтов и др.

Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность изделия стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, каковыми являются входящие в него детали, узлы, агрегаты, комплекты и комплексы. К данной группё относятся коэффициент применяемости, коэффициент повторяемости, коэффициент унификации изделия или группы изделий.

Патентно-правовые показатели характеризуют степень патентной защиты патентной чистоты технических решений, использованных в изделии, определяющей ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке.

Экологические показатели определяют уровень вредных воз действий на окружающую среду в процессе эксплуатации или потребления изделия. К ним относятся содержание вредных примесей, выбрасываемых в: окружающую среду; вероятность выброса вредных частиц, газов и излучений, уровень которых не должен превышать предельно допустимой концентрации.

Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обусловливающие при ее использовании безопасность человека (обслуживающего персонала) и других объектов. Они должны отражать требования к мерам и средствам защиты человека в условиях аварийной ситуации, несанкционированной и не предусмотренной правилами эксплуатации в зоне возможной опасности. Показатель, по которому принимается решение оценивать качество продукции, называется определяющим. Свойства, учитываемые определяющим показателем, могут характеризоваться единичными и (или) комплексными (обобщающими) показателями качества.

Обобщающие показатели являются средней величиной, учитывающей количественные оценки основных свойств продукции и их коэффициентов весомости.

Оптимальным значением показателя качества продукции является такое, при котором достигается наибольший полезный эффект от эксплуатации (потребления) продукции при заданных затратах на ее создание и эксплуатацию (потребление).

Рассмотренные выше показатели качества могут быть использованы в основном для оценки продукции производственного назначения. Им аналогичны показатели качества предметов потребления, однако они должны учитывать специфику назначения и использования этих предметов.

Особенности оценки качества продукции производственно-технического назначения и предметов потребления отражаются в отраслевой нормативно-технической документации, которая регламентирует выбор номенклатуры показателей качества, методики их расчета и область применения.

2. Пути улучшения качества продукции

2.1 Сущность повышения качества

Повышение качества продукции выражается в любом улучшении потребительских свойств изделий производственного назначения или народного потребления. В результате меньшее или равное количество продукции удовлетворяет больший объем потребностей.

Качество изделий закладывается при проектировании, обеспечивается в процессе производства и поддерживается в эксплуатации. Поэтому проблема улучшения качества — это комплексная проблема, которая решается на основе совершенствования конструкций изделий, применения новых материалов, внедрения новой прогрессивной технологии, повышения квалификации кадров, улучшения системы кооперированных связей и др.

Прежде чем определить пути и разработать мероприятия по повышению качества продукции, следует уточнить факторы, определяющие качество, роль работников различных категорий в улучшении характеристик продукции и др. Полезны также материалы специальных выборочных обследований, проводимых посредством анкетного опроса и индивидуальных бесед.

Так, в процессе специального обследования было установлено, что примерно в одном случае из пяти брак допускается по вине рабочих, в основном из-за недостатка опыта. По мнению опрошенных, 80 % случаев брака обусловлены недостатками самого производства, что особенно важно учитывать при разработке и внедрении систем поощрения за качество продукции. Случается, администрация стремится стимулировать повышение качества, поощряя рабочих, тогда как дефекты и брак от них не зависят.

По четырем обследованным предприятиям причины дефектов по мере убывания их важности расположились в следующем порядке: несовершенство оборудования, инструмента, технологического процесса; недостатки в условиях и организации труда на рабочем месте; несовершенство конструкции изделия, неточность технических документов; ошибки при выдаче мастерами плановых заданий; отсутствие помощи мастера или технолога; ошибки других работников; низкокачественное сырье; нехватка времени для проверки качества детали; низкая квалификация.

Проведенная ранжировка свидетельствует о возможности и полезности в каждом конкретном случае истинных причин низкого качества продукции.

По мнению работников ОТК предприятий, наиболее существенными причинами появления брака являются недостаточное знание исполнителями технологии, а также ошибки, допускаемые в них; невнимательность при контрольных осмотрах. Такие причины, как нехватка или недостаточное количество контрольного оборудования, ограничение во времени контроля или неопытность, они считают второстепенными.

2.2 Пути повышения качества

В свете сказанного основные условия и пути обеспечения выпуска продукции высокого качества можно было бы свести к следующему: совершенствование проектных и инженерных решений; повышение технологического, технического и организационного уровня, а также культуры производства; соблюдение технологической дисциплины; улучшение технического контроля качества; рост квалификации работников; усиление их материальной заинтересованности и ответственности за качество продукции.

Для выявления ведущих направлений и путей улучшения качества продукции, в особенности товаров народного потребления, важно быстро и точно узнавать мнение о них потребителей, осуществлять реальную оценку качества. Промышленным министерствам рекомендуется развивать сеть фирменных магазинов по продаже товаров народного потребления, выпускаемых подведомственными объединениями (предприятиями).

Непосредственно улучшение качества продукции достигается прежде всего, совершенствованием конструкции изделий. В каждой отрасли существуют научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, занимающиеся разработкой новых видов продукции, унификацией и нормализацией входящих в конструкцию деталей и узлов, изучением достоинств и недостатков образцов.

Качество изделия, запущенного в производство, зависит от трех важнейших факторов — оборудования, технологии изготовления и квалификации кадров плюс характеристики получаемых со стороны сырья, материалов, полуфабрикатов. Чтобы обеспечить строгое соблюдение регламентированных требований ко всем факторам производственного процесса, важно установить и постоянно поддерживать установленный порядок разработки, утверждения и изменения технической документации. При этом должна осуществляться четкая персональная ответственность работников конструкторской и технологической служб, а также административных руководителей за качество этой документации.

Существенные возможности улучшения качества кроются в повышении культуры производства — поддержании в цехах и на складах порядка, чистоты, постоянных температуры и влажности (в частности, путем кондиционирования воздуха, борьбы с газо- и пылевыделениями), рациональном освещении, предупреждении шума и т. д.

Несовершенство продукции в известной степени обусловливается и такими причинами, как предпочтение технического надзора при недостаточности инструктирования и повышенном внимании к поиску дефектов, тогда как усилия следовало бы сконцентрировать на их профилактике. Устранение неисправности обходится несравненно дороже, чем усилия по ее выявлению на ранних стадиях изготовления продукции.

Мероприятия по повышению качества разрабатываются с учетом экономической эффективности и сроков окупаемости дополнительных затрат на эти цели. Повышение качества продукции сопряжено с увеличением единовременных и текущих затрат на всех стадиях ее жизненного цикла (подготовка производства, производство, потребление). Важно добиваться того, чтобы она стала лучшей и конкурентоспособной на мировом рынке не только по потребительским свойствам, но и по затратам. Случается, что удельные единовременные и текущие затраты на единицу полезного эффекта новых видов продукции, в том числе оборудования, растут в большей степени, чем повышается качество, еще быстрее растут цены на эту продукцию. В результате она может оказаться недостаточно экономичной в эксплуатации.

В расчетах эффективности таких затрат используются критерии и показатели, характерные для методики определения сравнительной эффективности капиталовложений. Лучшим признается вариант, по которому затраты на единицу полезного эффекта минимальны. Причем экономия, получаемая за счет повышения качества, реализуется через относительное сокращение затрат материальных ресурсов, технологического оборудования и рабочей силы.

показатель качество продукция стимулирование

3. Планирование повышения качества продукции

3.1 Содержание плана

Планирование качества — процесс разработки заданий по повышению уровня качества изделий, а также мероприятий, обеспечивающих возможность реализации этих заданий. Основной его формой являются планы, в которых предусматривается производство продукции от стадии научных исследований, проектно-конструкторских работ и изготовления опытных образцов до серийного или массового производства.

План повышения качества продукции охватывает, как правило, обширный комплекс работ: создание новых опытных образцов продукции; освоение выпуска этих образцов; организацию производства ранее освоенных в других системах прогрессивных образцов изделий; модернизацию выпускаемой продукций; ужесточение требований стандартов и технических условий к ней; внедрение высоко эффективных методов контроля за ее качеством.

В соответствии с народно-хозяйственным планом министерство устанавливает для каждого предприятия задания по увеличению в общем объеме реализации доли продукции высшей категории и снижению удельного веса изделий первой категории. Хозяйственные системы, в свою очередь, спускают такие показатели до каждого из своих подразделений, где план детализируется и доводится до непосредственных исполнителей. Кроме общего объемного показателя качества, в хозяйственных системах планируют и специфические для них показатели, например рост среднего содержания питательных веществ в минеральных удобрений, увеличение доли выхода высокооктановых бензинов и т. п. Вводятся изменения в систему натуральных измерителей продукции, которые будут полнее и точнее отражать ее народно-хозяйственную эффективность, технический уровень и другие потребительские свойства.

Существенное место в общем плане повышения качества продукции занимают задания по стандартизации, разрабатываемые зачастую исходя из указаний министерства. Объектами стандартизации могут быть: детали, узлы и агрегаты как составные части разрабатываемых или изготовляемых изделий; нормы, требования и методы разработки продукции; технологические нормы и требования, типовые технологические процессы, оснастка и инструмент.

3.2 Мероприятия по выполнению плана

Составной частью плана является комплекс мероприятий, учитывающих опыт других предприятий и призванных обеспечить выполнение намеченных заданий по улучшению качества продукции. Эти мероприятия можно систематизировать следующим образом:

а) конструкторские — пересмотр конструкции изделия с целью упрочнения или разгрузки наиболее напряженных узлов и деталей, обеспечения оптимальной жесткости, повышения износостойкости ответственных деталей, улучшения эстетической и эргономической характеристик;

б) технологические — внедрение прогрессивной, в частности упрочняющей технологии (термической, термохимической, термомеханической, поверхностного наклепа, гальванического покрытия, наплавки твердыми сплавами и т. д.), повышение технического уровня производства, особенно качества обработки на финишных операциях;

в) контрольные испытательные — совершенствование испытательных стендов и методов испытаний, внедрение статистических и других прогрессивных методов контроля, механизация и автоматизация контрольных операций;

г) организационно-производственные — повышение квалификации кадров, культуры труда и производства, совершенствование транспортного и складского хозяйств, снабжение рабочих мест материальными ресурсами, обеспечение равномерной работы и ритмичного выпуска продукции.

Планы внедрения новой техники увязываются с планированием улучшения качества продукции. Плановые показатели улучшения качеств продукции дополняются мероприятиями по созданию, освоению и внедрению новых, высококачественных изделий, материалов, машин и оборудования.

4. Стимулирование выпуска продукции высокого качества

Экономическое стимулирование предприятий в повышении качества продукции достигается прежде всего, путем целенаправленного регулирования цен на нее. При этом ориентируются на обеспечение высоких потребительских свойств продукции, снижение оптовых цен на единицу полезного эффекта новых машин, оборудования и приборов, повышение экономичёской обоснованности разработки новой продукции посредством соответствующих расчетов экономического эффекта на всех стадиях ее создания; сокращение сроков освоения новой продукции и др.

Ввод новых стандартов и определение цен на продукцию осуществляются одновременно. Такой порядок позволяет увязать систему экономического стимулирования предприятий с заданиями по повышению технического уровня и качества продукции.

В практике стандартизации и ценообразования применяются ступенчатые показатели качества продукции к ступенчатые цены на новую высокоэффективную продукцию устанавливаются поощрительные надбавки к оптовой цене в размере от 0,5 до 1,25 норматива рентабельности, принятого при определении цены для данной или аналогичной группы изделий (но не более 70 % получаемого эффекта). В 1,5 раза увеличивается размер надбавки к оптовой цене в том случае, когда производство продукции основано на разработках, признанных открытиями или изобретениями.

К сожалению, по многим видам продукции улучшенного качества надбавки к ценам не только не покрывают дополнительных затрат, но и не могут служить источником материального стимулирования. В среднем для 80-90 % продукции затраты на повышение ее качества не покрываются установленными надбавками на 7-19 %. В этом случае продукция становится нерентабельной и хозрасчетные системы не проявляют заинтересованности в ее выпуске. Поэтому существует потребность в упорядочении действующей системы надбавок к ценам на продукцию улучшенного качества.

Определенное место в стимулировании выпуска продукции высокого качества занимает система ответственности за нарушение требований государственных стандартов (технических условий) и за поставку недоброкачественных изделий.

В случае нарушения нормативных требований к качеству продукции органы Госстандарта применяют к виновным экономические санкции. Прибыль, полученная предприятием за реализованную продукцию, изготовленную с отступлениями от стандартов и технических условий, изымается в доход бюджета, а объем этой продукции исключается из отчетных данных о выполнении плана. Те же органы могут вносить в министерства и ведомства предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении стандартов и метрологических правил, вплоть до освобождения их от занимаемой должности, запретить головным организациям проводить испытания продукции, если обнаружены нарушения порядка испытаний, отменить решение о выпуске той или иной продукции и даже приостановить производство до устранения нарушений.

Зачастую конкретные виновники брака остаются безнаказанными, хотя и существуют положения, предусматривающие ответственность за выпуск недоброкачественной продукции. Нередко и работники служб технического контроля не выполняют надлежащим образом возложенные на них обязанности. Руководители этих служб не всегда используют предоставленное им право прекращать приемочный контроль продукции, имеющей повторяющиеся дефекты, до устранения причин, вызывающих эти дефекты, а также запрещать использование в производстве сырья, материалов, комплектующих изделий и инструмента, не соответствующих установленным требованиям и не обеспечивающих выпуска доброкачественной продукции.

Задания и мероприятия по улучшению качества продукции обосновываются с точки зрения технической возможности и экономической целесообразности их осуществления для улучшения качества продукции предприятия имеют возможность использовать централизованно выделяемый фонд освоения новой техники, за счет которого производятся:

а) плановые затраты на конструкторские, опытные и другие работы по подготовке производства новых видов продукции (осуществленные до начала их серийного выпуска, включая изготовление первоначального комплекта специальной оснастки, первого образца или партии изделия);

б) одновременные дополнительные затраты, связанные с повышением качества, долговечности и надежности готовых изделии;

в) погашение повышенных затрат первого года массового производства отдельных вновь осваиваемых изделий (разница между себестоимостью, принятой при утверждении цен на эти изделия, и плановой себестоимостью первого года их массового производства).

Источниками финансирования улучшения качества могут также служить: фонд развития производства; специальные ссуды Госбанка; средства, выделяемые на проведение научно-исследовательских работ; средства, привлекаемые по хозяйственным договорам с организациями и предприятиями, заинтересованными в улучшении качества продукции.

5. Повышение качества продукции в Тверской области

18 марта 2004 года Ржевское полиграфическое объединение принимало многочисленных гостей из городов и районов нашей области по случаю значительного события не только для хозяев — ржевских полиграфистов, но и их заказчиков.

Поводом встретиться коллегам и деловым партнерам стала презентация новой многокрасочной печатной машины «Хайдельберг» немецкого производства.

Уникального печатного оборудования, подобного этой машине, пока нет в районных типографиях российских регионов. В Ржеве же машина, о которой идет речь — вторая. Такая, но меньшего формата, здесь работает уже два года. Новая способна еще на большее — печатать книжно-журнальную продукцию без всяких ограничений по формату изданий, бумаге, цветовой гамме, что и было продемонстрировано в день ее пуска.

Ржевская типография давно и хорошо известна многочисленным заказчикам, включая столичных. С расширением производственных мощностей и возможностей улучшения качества продукции за счет высокопроизводительной четырехсекционной машины популярность ржевских полиграфистов на рынке этого вида услуг, несомненно, станет еще выше.

Пуск в работу новой машины выгоден не только предприятию, но и городу. Станет больше заказов. А это означает не только увеличение прибыли для типографии, но и дополнительные поступления в местный бюджет.

Заключение

Проблема качества актуальна для нужд всего народного хозяйства. Назрела необходимость взглянуть на нее в тесной ее взаимосвязи с новой экономической реальностью. Настало время, когда производители продукции поняли, что путь их выживания и благополучия в рыночной среде — это создание продукции высокого качества, конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Предприятия любой формы собственности, не уделяющие должного внимания проблеме качества, будут просто разорены.

Серьезная конкурентная борьба в странах с развитой рыночной экономикой обусловила разработку программ повышения качества. Возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способности предприятий производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия продукции. Многие предприятия-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам.

Успешная реализация качественного продукта является главным источником существования любого предприятия.

Говоря о проблеме качества, следует отметить, что за этим понятием всегда стоит потребитель. Именно он выбирает наиболее предпочтительные потребительские свойства.

Между качеством и эффективностью использования промышленной продукции существует прямая зависимость. Повышение качества способствует повышению эффективности использования продукции, приводя к снижению затрат и увеличению доли рынка.

Обеспечение качества требует немалых затрат. До недавнего времени основная доля в затратах на качество приходилась на физический труд. Но сегодня высока доля интеллектуального труда. Проблема качества не может быть решена без участия ученых, инженеров, менеджеров. Должно быть гармоничное сочетание всех составляющих профессионального влияния на качество.

Предприятия, функционирующие в рыночной экономике, формулируют политику в области качества таким образом, чтобы она касалась деятельности каждого работника, а не только качества предлагаемых изделий и услуг. В политике четко определяются уровни стандартов качества работы для конкретного предприятия и аспекты системы обеспечения качества. При этом продукция заданного качества должна быть поставлена потребителю в заданные сроки, в заданных объемах и за приемлемую цену. До недавнего времени считалось, что качеством должны заниматься специальные подразделения. Переход к рыночной экономике обусловливает необходимость изучения опыта ведущих компаний мира в достижении высокого качества, считающих, что на достижение качества должны быть направлены усилия всех служб. Ключевую роль в повышении качества играют оценки и требования потребителей, информация о неисправностях, просчетах и ошибках.

Появилось комплексное понятие культура качества, включающее качество сервисного обслуживания, качество отчетной документации, качество выполнения производственных операций и др. Намечен переход к тотальному (всеобщему) контролю качества, усиливающему воздействие запросов потребителей на качество продукции. Кроме того, тотальное качество входит в число критериев оценки работы менеджеров. Менеджеры предприятий относятся к повышению качества не как к одному из рядовых моментов управления, а отдают ему приоритетное значение. Исследования, проведенные в ряде стран, показали, что на предприятиях, уделяющих мало внимания качеству, до 60% времени может уходить на исправление брака.

Являясь важным инструментом в борьбе за рынки сбыта, повышение качества обеспечивает конкурентоспособность товара. Он устанавливает технический уровень продукции и полезность товара для потребителя через функциональные, социальные, эстетические, эргономические, экологические свойства. При этом конкурентоспособность определяется совокупностью качественных и стоимостных особенностей товара, которые могут удовлетворять запросы потребителя, а также расходами на приобретение и потребление соответствующего товара. Следует учитывать, что среди продукции аналогичного назначения большей конкурентоспособностью обладает та, которая обеспечивает наивысший полезный эффект по отношению к суммарным затратам потребителя. Безусловно, повышение качества сопряжено с затратами, однако они окупятся благодаря полученной прибыли.

Значение повышения качества достаточно многообразно. Решение этой проблемы позволит установить новые и прогрессивные пропорции между отраслями и внутри отраслей. Эти пропорции могут быть достигнуты путем совершенствования технологии производства продукции и повышения ее экономичности.

Литература

1. Варакута С.А. Управление качеством продукции, — М.: Инфра-М, 2001.

2. Ильенкова С.Д. Управление качеством, — М.: ЮНИТИ, 1998.

3. Миронов М.Г. Управление качеством, — М.: Проспект, 2006.

4. Никифоров А.Д. Управление качеством, — М.: Дрофа, 2004.

5. Тимохин М.Н. Экономика и организация промышленного производства, — М.: Мысль, 1987.

6. Федюкин В.К. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции, — М.: Рилант, 2000.

7. Швандар В.А. Стандартизация и управление качеством, — М.: ЮНИТИ, 1999.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ