Система менеджмента качества как базовый элемент в интегрированных системах качества

Цели и задачи

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов анализа качества продукции исследуемой компании, а также разработка проекта по повышению качества продукции компании и оценка его эффективности.

Введение и актуальность


На выборочную проверку направляется лишь определенная доля изделий, а затем результаты контроля распространяются на всю выпущенную партию. В этом случае проверка носит профилактический характер, она предупреждает (снижает) риск возникновения брака. При проведении предприятием испытаний готовой продукции исследуются ее различные количественные и качественные характеристики [7].
Тестовые исследования изделий проводятся согласно установленным нормативам. Рассмотрим несколько основных видов таких испытаний:
- Предварительные — испытывается качество пробных образцов (партий) и принимается решение о целесообразности их направления на приемочные исследования.
- Приемочные — это испытания, позволяющие решить вопрос о возможности выпуска пробных образцов (партий) в производство.
- Приемо-сдаточные — исследования, определяющие готовность конечного продукта для эксплуатации по назначению и отправке заказчику. Периодические — повторяющиеся тестовые проверки продукции, осуществляемые в установленных объемах и сроках. Проводятся для выявления стабильности качества используемых производственных технологий.
- Типовые — испытания качества продукции, проводимые после конструктивных преобразований или модернизации технологий производства. В ходе типовых исследований (применяемых, как правило, при серийном выпуске) оценивается продуктивность внесенных изменений.
Методы менеджмента качества, которые применяются на предприятии для достижения поставленных целей в области управления качеством. Они могут внедряться:
извне – носить законодательный характер (например, федеральные законы о правах потребителей, безопасности зданий и сооружений и т.п.);
изнутри – применяться руководством организации на основании внутренних нормативных актов, положений, приказов, распоряжений, директив и т.п. [8].
Их можно разделить на несколько групп.
Административные методы – к ним относятся те формы управления, которые применяет руководство фирмы, регламентируя процессы контроля качества согласно собственным распоряжениям и соблюдением требований закона. К ним относят:
регламентирование – нормирование;
делегирование – выпуск распоряжений;
дисциплинирование – установление ответственности, то есть наказания и поощрения.
Социально-психологические методы предусматривают влияние на кадры, которые во многом обеспечивают качество, то есть на человеческий фактор. Среди них:
воспитательные;
мотивационные;
психологические (позитивный климат, положительные примеры, рабочая атмосфера и т.п.).
Технологические методы отражают зависимость качества от организации производства [22]. Различают:
технологическое регулирование процессов производства;
технологии контроля качества.
Экономические методы – управление качеством путем учета и воздействия на рыночные реалии. Среди «управления рублем» можно отметить:
финансовое стимулирование;
материальную заинтересованность исполнителей;
адекватное ценообразование;
инвестиции в качество и др.
Статистические методы позволяют отследить показатели качества в динамике, а значит, эффективно повлиять на систему дальнейшего управления. Среди методик, направленных сугубо на исследование менеджмента качества, принято выделять такие самые популярные:
диаграмма Парето («линия 20/80») – ранжирование объективных факторов, влияющих на потери качества (дефекты, брак, потери); распределение 20/80 указывает на то, что 80% брака вызываются всего 20% типичных проблем, которые данная диаграмма позволяет выявить как ключевые;
контрольные карты фиксируют данные об изменении качества в течение каждого процесса производства, с их помощью можно отследить, с какого момента началось отклонение показателей качества;
гистограммы (графики - «столбики») наглядно характеризуют те или иные явления в исследуемый период, позволяют проводить сравнительные характеристики;
схемы Исикавы показывают, как и в какой последовательности связаны между собой 4 ключевых компонента качества: материал, сырье, оборудование, персонал.
Принципы менеджмента качества:
- ориентация на потребителя;
- лидерство;
- вовлечение персонала;
- процессный подход;
- улучшения;
- решения, основанные на фактах;
- управление взаимоотношениями.
На рисунке 1.1 представлен производственный процесс и показано взаимодействие его элементов.

Заключение и вывод

Современные пути внедрения системы менеджмента качества в результате дают возможность планомерной работы, повышающей конкурентные преимущества предприятия. Заказчики, особенно крупные, нередко перед заключением договора предпочитают удостовериться в качестве продукции. Презентационные и выставочные образцы не могут дать достоверной картины. Поэтому была введена система международных стандартов, соблюдение которой гарантирует заказчикам определенный уровень качества. С ее помощью:
можно более эффективно работать с клиентурой, надежно удерживая постоянных заказчиков путем повышения их доверия;
влиять на создание производственной культуры предприятия, когда персонал ощущает свою ответственность за результаты;
повышается привлекательность компании для инвесторов;
формируется позитивная репутация фирмы;
предприятие становится более финансово устойчивым.
Внедрение СМК в подразделениях, равно как и на всем предприятии, имеет несомненные положительные моменты. Эффективная и хорошо структурированная система менеджмента качества позволяет организации добиться высокой результативности взаимодействия с потребителями, поставщиками и другими заинтересованными сторонами, своевременно выявлять слабые места и оперативно разрабатывать комплекс мероприятий по совершенствованию дальнейшей деятельности.
Основой системы менеджмента качества является процессный подход. В первую очередь, необходимо описать те бизнес-процессы, управление которыми руководство считает наиболее важным для СМК. Для производственного предприятия это будут процессы проектирования, разработки продукции на основе современных требований, постановки новой продукции на производство, процессы производства и реализации продукции. И ключевое положение на предприятии и в системе качества занимает технологическая служба, от ее технических решений, внедрения современных инструментов и методов обеспечения качества, оперативного реагирования на все возникающие проблемы в производстве зависят качество продукции и такие экономические показатели, как производительность и себестоимость изделия.
Таким образом, внедрение современных систем менеджмента качества экономически оправдано, так как их внедрение позволяет снизить затраты на плохое качество, а значит, снизить цену и тем самым увеличить прибыль предприятия.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ