Меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности

Цели и задачи

Целью исследования является изучение нетарифного регулирования как одного из основного метода регулирования внешнеторговой деятельности, а также выявление проблем и поиск путей их решения.

Введение и актуальность


И. Дюмулен, один из известных научных деятелей России в области внешней торговли, определяет нетарифные ограничения как «большую группу разнородных мер финансовой, технической, административной, кредитной и торговой политики, а также мероприятий экологической политики, меры, направленные на защиту здоровья людей, животных и растений, использование которых выходит за рамки их прямого назначения и создает препятствие для внешней торговли товарами и услугами».
В Российской Федерации государственное регулирование экономики в области торговли с другими странами основано на принципе опоры на нормативную документацию, как на национальные нормативные акты, так и на акты международных организаций, участниками которых страна является.
Так Федеральный закон РФ от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее Закон) дает следующее определение: «Нетарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера».
Таким образом, нетарифное регулирование внешней торговли можно определить, как непосредственно любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли товарами. Однако, стоит отметить, что единая система классификации нетарифных мер, которая была бы непосредственно принята международным сообществом, до сих пор не выработана.

Заключение и вывод

Таким образом, проведя исследование по заданной теме, мы пришли к следующим выводам.
По современным оценкам государства, участники международной торговли, используют меры нетарифного регулирования в отношении 18 – 30% объема совокупного мирового импорта. При этом развивающиеся страны используют нетарифные барьеры для защиты внутреннего производства активнее развитых, в некоторых государствах до 40% всего объема импорта. Опираясь на формулировку нетарифного регулирования в редакции ФЗ РФ можно отнести к количественным ограничениям (инструментам административного характера) квотирование, лицензирование, исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, что закреплено статьями 21, 23, 24, 26 действующего Закона. Цель нетарифного регулирования охватывает значительно больший спектр задач, нежели при тарифном регулировании.
Как показывает мировая практика, меры нетарифного регулирования могут быть применены либо для оказания регулирующих действий на внешнюю торговлю (использование квот, запретов, применение лицензирования, добровольное ограничение экспорта, субсидирование и т.д.), либо как объективное явление, возникающее вследствие необходимости полномасштабной реализации государственной политики в области обеспечения выполнения технических норм, обязательств в сфере здравоохранения, реализации финансовых программ, административных мер и т.д.). Безусловно, в обоих случаях в ходе таких действий создаются определенные препятствия для деятельности участников международной торговли, предписываются условия, которые необходимо выполнять. Но, при всем при этом, эти два направления реализации государственного регулирования не являются тождественными. Задача классификации, количественной оценки и сравнения нетарифных мер являлась одной из приоритетных в ходе международных переговоров и сейчас находится в центре внимания ВТО. Тем не менее, замечает И.И. Дюмулен, даже официального определения понятия нетарифных мер до сих пор не предложено. Разработаны различные схемы классификаций, в которые входят сотни наименований нетарифных мер. Но повсеместно используется именно описательный подход. В ходе разработки классификации нетарифных мер Межведомственная группа сделала заключение, что в ряде случаев барьерами для осуществления международной торговли выступают не сами нетарифные меры как таковые, а особенности процесса их реализации, которые находят свое выражение в деятельности конкретных субъектов регулирования, прозрачности применяемых нормативно-правовых актов и т.п. Результатом этого стало появление классификации «процессуальных преград», которые являются неотъемлемой частью процесса нетарифного регулирования. Проблемами в работе по минимизации нетарифных барьеров в ЕАЭС является недостаточность делегированных международным служащим ЕЭК и государствам-членам ЕАЭС полномочий. Однако перспективы либерализации и наделения органов ЕАЭС соответствующих полномочий весьма положительны. ЕЭК имеет высокий потенциал стать двигателем либерализации торговли, что подтверждается историей ее торговой политики. Вместе с тем, в настоящее время, без передачи соответствующих дополнительных полномочий на наднациональный уровень работа по устранению нетарифных барьеров в ЕАЭС, особенно в сфере услуг, останется менее продуктивной и амбициозной, чем потенциально может быть. В качестве мер к совершенствованию механизма либерализации торговли в рамках ЕАЭС можно отметить необходимость дальнейшего расширения полномочий ЕАЭС по решению вопросов нетарифного регулирования внешней торговли.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ