Значение культуры личности в управлении

Цели и задачи

Цель курсовой работы: разработка рекомендаций по развитию культуры личности при управлении персоналом на примере ООО «Агроторг».

Введение и актуальность


Одно из главных условий эффективности руководства - это стиль управления, который может применяться руководителем. Согласно теории управления, «стиль руководства - это стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных, так и субъективных условий управления, личных особенностей руководителя» [13, стр. 52].
Традиционно выделяют три стиля. Демократический стиль управления реализуется через распределение полномочий, инициатив и ответственности между руководителем и персоналом. Авторитарный стиль характеризуется тем, что возможность для работников внести свой вклад в организационную работу ограничена либо как таковая отсутствует. Все решения принимаются руководителем, который диктует свои методы и условия работы, решение важных задач редко доверяют членам группы. Либеральный стиль управления проявляет себя в отсутствии активного участия руководителя в управленческих процессах. Вид профессиональной деятельности, ситуации, типичные для конкретного коллектива, личностные интересы и амбиции подчиненных и ряд других факторов создают оптимальную ситуацию выбора преобладающего стиля руководства. Однако большим авторитетом пользуется руководитель, который бывает «жестким» в деле, но «мягким» в отношениях с подчиненными. Он строг и требователен с членами коллектива в рабочей ситуации, но стремится всегда проявить внимание и заботу о них в вопросах личного плана. О таком руководителе говорят: «Строгий, но справедливый» [21, стр. 57]. Можно констатировать, что оптимальный стиль управления формируется в результате определенного набора деловых и личностных качеств и свойств руководителя. Он становится одним из важных критериев создания благоприятного климата коллектива, а также успешности выполнения задач организации и коллектива.
Применяемый руководителем стиль или синтез стилей будут зависеть от конкретных ситуаций и управленческих способностей. Оптимальный стиль управления (как набор деловых и личностных качеств руководителя) стал одним из важных критериев для успешного выполнения задач коллектива и организации в целом. Исследователи считают, что «стиль управления - это относительно устойчивая система способов, форм и методов воздействия руководителя на работников для выполнения производственных и организационных задач» [26, стр. 29]. Индивидуальный стиль должен выражаться в реальном применении руководителем современных принципов управления, использовании профессионального опыта и положений теории управления. Точка зрения ряда исследователей на процессы управления персоналом такова, что универсального, наилучшего стиля управления не существует [22, стр. 3].
Структуру профессионального мастерства можно представить в виде совокупности элементов, связанных с особенностями профессиональной деятельности и индивидуальных качеств руководителя [24, стр. 50]:

Заключение и вывод

В условиях современного управления серьезные изменения претерпели требования к личным качествам лидера как результат его вхождения в профессиональную среду и достижение в ней высокого статуса. Адекватные задачам управления личные качества лидера напрямую отражаются на эффективности реализации управленческих функций организации. Однако лидерство руководителя, без развитых масштабных характеристик личности, культуры управления, мгновенно считываются, что вызывает негативный отклик. Поэтому эффективная профессиональная деятельность личности сегодня — это качественная, результативная и высокостатусная характеристика определенных компетенций в искусстве управления, которые основаны на культуре управления, человеколюбии, богатстве навыков, хорошей саморегуляции, устойчивой мотивации, выражающейся в наработанных технологиях менеджмента. Профессиональная культура руководителя включает в себя нравственную культуру, профессиональную компетентность, профессиональное мастерство, профессиональную этику и этикет, эмоциональную культура. На уровне личности нравственная культура проявляется в различении добра и зла, в действиях направленных на добро для другого человека.
Как показывают результаты, в магазинах ООО «Агроторг» руководители опрошенных респондентов недооценивают значение методов управления персоналом в общем, и культуру управления в частности. Можно сделать вывод, что недооценка значимости развития личных качеств ведет к серьезным последствиям. Среди прочих: препятствует удовлетворенности персонала трудом, повышает текучесть кадров, снижает производительность труда, как следствие, понижает эффективность работы магазина.
Пользуясь концепцией У. Бенниса можно обозначить, что хороший лидер - «вечный ученик», он всегда ориентирован на повышение квалификации. По его мнению, лидерство основывается на трех основных факторах: амбициях или внутренних побуждениях, компетенциях или опытности, а также на внутренней целостности или моральных качествах. Согласно результатам исследования, в магазинах «Пятерочка» менеджеры не обладают данным качествами и у них неразвитая культура управления. В компании обучение руководителей магазинов (директор магазина, заместитель директора) не проводится. Обучение вышестоящих руководителей технологиям менеджмента не проводит к значимым результатам. Это свидетельствует о том, что для того, чтобы быть хорошим лидером сегодня, нужно быть не только опытным руководителем, но и справедливым человеком с развитыми личными качествами. В работе предложено провести оценку на наличие личных качеств руководителей и разработки плана развития профессионализма. Сотрудники, которые не прошли оценку, понижаются в должности. Прошедшие оценку повышают свои управленческие качества под чутким руководством отдела обучения и персонала.
Все рассмотренные выше теории не совершенны, требуют доработки и не позволяют на сто процентов объективно оценивать факты. По результатам исследования автор приходит к выводу о том, что искусство общаться с другими людьми и реализовывать личный потенциал – это результат длительной профессиональной подготовки, основанный на обретении опыта управленческой деятельности, а также личные характеристики человека. Поэтому для решения проблем эффективного управления самим руководителям необходимо развивать свои знания, умения и навыки, заниматься личностным и профессиональным развитием в процессе целенаправленного самовоспитания.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ