Простое предложение в современном английском языке

Цели и задачи

Целью данного исследования является рассмотрение вопросов, связанных со структурой простого предложения в современном английском языке.

Введение и актуальность


Выделение данных оппозиций в категории порядка слов основывается на двух распространенных традициях изучения порядка слов - «гринберговской» и «пражской». Первая основана на предположении, что в каждом языке есть нейтральный, базовый, немаркированный порядок слов. Другая традиция связана с работами чешских лингвистов и объясняет порядок слов «прагматическими» статусами «тема/рема»
По Л.П. Бердниковой, объективным порядком слов является такой, при котором за исходный пункт (тему предложения) принимается начальная часть предложения, а за ядро высказывания (рему) - его конец, в данном случае мысль движется от известного к неизвестному. При субъективном порядке слов сначала следует ядро, а потом исходный пункт предложения.
При объективном порядке слов расстановка членов предложения соответствует движению мысли, субъективный порядок слов выражает эмоции и интенции говорящего[5, 16].
Прямой порядок слов - это такое расположение составляющих предложения, которое является общепринятым, наиболее широко принятым в речи на данном языке, по отношению к которому всякий другой порядок воспринимается как перестановка. При обратном порядке слов (инверсии) происходит нарушение обычного расположения составляющих предложение слов или словосочетаний, в результате чего переставленный компонент предложения оказывается выделенным и привлекает к себе внимание.
Обе оппозиции перекликаются друг с другом: если определенное расположение слов в предложении соответствует движению мысли, значит, оно и является общепринятым, а привлекающий в результате инверсии внимание компонент явно выражает эмоции и интенции говорящего - инверсия всегда субъективна.
Так как некоторые члены предложения (а именно подлежащее и дополнения) обладают сходным в плане валентности характером, теоретически любой из них может находиться на первом месте в предложении. Такие возможности синтаксической организации предложения порождают проблему прямого и обратного порядка слов.
Как же назвать порядок слов базовым, если он не удовлетворяет потребностям речи? Ведь практически в каждом предложении выполняется условие, которое В.Е Шевякова называет согласованность с предыдущим предложением [22, 381].
Эта же проблема обозначена у В.Юнга: «Ошибочно определять расположение «подлежащее - личная форма глагола» как «нормальное» в противоположность инверсии, расположению «личная форма глагола - подлежащее». Нормальным является в повествовательном предложении место ядра, т.е. нахождение финитного глагола на втором месте. Ему предшествует компонент, который может быть как подлежащим, так и другим членом предложения».
Современное состояние лингвистики, значительно расширившей область своих интересов, направляет проблему прямого, базового порядка слов в новое русло. Быть базовым - значит, быть естественным. Особое значение для выбора последовательности слов в предложении получают познавательные процессы, происходящие в сознании человека, а значит, его когнитивный аспект.
Таким образом, опора на пространственно-временной порядок внешнего мира и учет универсальной стратегии дискурса объясняет существование нескольких естественных порядков слов, могущих претендовать на статус базового.
Чрезмерный акцент только на одной типологии порядка слов - основанной на понятиях подлежащего и дополнения - не вполне оправдан.
В расположении главных членов предложения могут прослеживаться следующие законы:
) В независимом предложении сказуемое может делиться на 2 части, которые будут стоять отдельно в разных частях предложения и образуют рамочную конструкцию (скобки в предложении). В придаточном предложении обе части сказуемого будут стоять рядом.
) В независимом предложении подлежащее и сказуемое стоят рядом; в придаточном, наоборот, оно будет замещаться через разъединение подлежащего со сказуемым.
По расположению конечного (смыслового) глагола различаются 3 формы предложения: Второе место глагола, Первое место глагола, Последнее место глагола.
Второе место глагола в предложении можно найти в повествовательных предложениях, в вопросах, в открытых придаточных предложениях. Первое место в предложении глагола – подлежащее следует за сказуемым.
Первое место глагола в предложении можно найти в вопросительных, побудительных, восклицательных, некоторых видах придаточных предложений (в (открытых придаточных предложениях уступительных придаточных предложениях, придаточных условия, которые следуют за прямой речью, в главном предложении, которое следует за придаточным.
Последнее место глагола выражается через расположение глагола на конце.
Последнее место глагола в предложении используется в придаточных предложениях и в «псевдопридаточных» предложениях, которые из-за своей формы функционируют как восклицательные предложения. Подлежащее и сказуемое разделены между собой.
Использование несвойственных позиций глагола для формы предложения приемлемо только с точки зрения стилистики. Кроме выше рассмотренных случаев бывают и другие.
В прозе вместо расположения глагола на втором месте, в далее идущем предложении тот же самый глагол будет стоять уже на первом месте.
У некоторых писателей это будет отличительной чертой стиля.

Заключение и вывод

Язык (категория социальная) и речь (категория индивидуальная) тесно связаны и взаимно предполагают друг друга: «язык создаётся речью и делает её понятной, являясь, таким образом, и продуктом и орудием речи». [3] Более того, поскольку «…всякая информация, передаваемая языком, представляет собой содержание, восходящее в принципе к мышлению…», [6] говорящий в процессе коммуникации формирует своё понимание конкретного отрезка действительности и передаёт его с помощью речи, пользуясь языком как «основным капиталом лингвистического материала», который включает в себя словарные единицы, морфологические и синтаксические нормы. Таким образом, предложения, являясь языковой единицей, служат единицей речевой коммуникации и характеризуются формой, содержанием и употреблением, т.е. коммуникативной направленностью.
В ходе исследования достигнута цель – рассмотрены вопросы, связанные со структурой простого предложения в современном английском языке.
Решены задачи:
- рассмотрено понятие «порядок слов», его функции
- рассмотрено место членов предложения в структуре английского предложения
- выявлены особенности повествовательного, отрицательного и вопросительного типов предложения в английской лингвокультуре
- проведен сопоставительный анализ структуры простого предложения в английском и русском языках.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ