Жанры Фета

Цели и задачи

Цель курсовой работы: исследовать особенности поэтических жанров «мелодия», «элегия» и «онтологическая лирика» А.

Введение и актуальность


Обращаясь неоднократно к поэзии Фета, П.И. Чайковский тонко чувствовал особый строй ее звучания. В переписке композитор дал такую характеристику творчеству поэта: «Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область... это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом».
С мнением композитора был согласен и сам поэт. В письмах 1888 года он писал: «Чайковский тысячу раз прав, так как меня всегда из определенной области слов тянуло в неопределенную область музыки, в которую уходил, насколько хватало сил моих».
Чуть ранее, в письмах к Великому князю К.Р. Романову в 1886 году Афансий Афанасьевич Фет так характеризовал свое отношение к поэзии: «Дело поэта - найти тот звук, которым он хочет затронуть известную струну нашей души. Если он его сыскал, наша душа запоет ему в ответ». Музыкальные аллегории, которые он применил, свидетельствуют о ключевых особенностях его мышления.
Афанасий Афанасьевич Фет прекрасно разбирался в классической музыке, среди композиторов у него были свои предпочтения. Больше других он любил слушать музыку Людвига Бетховена, Фредерика Шопена, Михаил Ивановича Глинки. В 1889 году А. Фет написал стихотворение, созданное под впечатлением от звучания первой части сонаты № 14 до-диез минор («Лунной»). Стихотворение было названо по наименованию характера первой части фортепианного опуса Бетховена: quasi una fantasia. Приведем фрагмент стихотворения, в котором поэт практически выдает свое творческое кредо:
«Без усилий
С плеском крылий
Залетать
В мир стремлений,
Преклонений
И молитв;
Радость чуя,
Не хочу я
Ваших битв».
В стихотворении ощущается особый ритм, состоящий из образов звуков речи и пауз. Чередуясь, они требуют и особой манеры чтения - нараспев, без которой не сложится рифмы и общий характер звучания стиха.
Уникальная музыкальность понадобилась А. Фету, чтобы в стихотворении выражать чувства, эмоции, которые с трудом могут быть выражены словом. Однако ему это удалось, и в результате А.Фет открывает новый жанр «мелодия», проникнутый глубокой эмоциональностью и особым звучанием стиха. Можно говорить о том, что в какой-то мере он продолжает традицию, начатую поэтом В. Жуковским, создавшим поэтическую песню.
В ряде стихотворений - мелодий поэт осознанно или неосознанно воспроизводит некоторые особенности музыкальных форм, тем самым углубляя связь слова и музыки. Так в стихотворении «Серенада» 1844 года слышится припев («Спи, мое дитя»), который повторяется в конце каждой строфы:
«Тихо вечер догорает,
Горы золотя;
Знойный воздух холодает, -
Спи, мое дитя.

Заключение и вывод


Поэтическое творчество уникально в контексте русской поэзии XIX века. Оно обладает ярким, самобытным стилем, не связанным непосредственными нитями со стилевыми доминантами русского искусства середины – второй половины XIX века.
Поэзия А.А. Фета представлена различными жанрами, среди которых особый интерес представляют жанры «мелодия», «элегия», антологическая лирика». Выбор жанров был сделан не случайно, обращение именно к ним помогает ярко показать индивидуальность почерка поэта. В различных жанрах поэтического творчества можно проследить общие моменты, которые показательны для стилистики А. Фета. Обобщим им и сделаем некоторые выводы по курсовой работе.
Вне зависимости от жанра, поэзию Фета отличает музыкальность, внимание к звучанию гласных и согласных звуков. Наиболее ярко данная черта была обнаружена нами в «мелодиях», что соответствует специфике данного жанра.
Тематика чувств лирического героя, единства любви и настроения природы присутствует во всех исследуемых жанрах. Однако воплощается она по разному. Мелодии отличает светлый характер, здесь мы можем увидеть все оттенки любовной лирики. В жанре элегии А. Фет поднимает вопрос о жизни и смерти, а любовь в ряде стихотворений оказывается по ту границу жизни. Исследователи творчества А. Фета находят в этом автобиографичность, воплощение собственных обстоятельств трагической смерти возлюбленной.
Взгляда на жизнь и смерть поэта тесно взаимосвязаны с философией А. Шопенгуэра, которой А. Фет увлекался. Здесь поэт выступает как провозвестник настроений декаданса XX века, к которому он подготовил почву. Несмотря на то, что большая часть его стихотворений носит светлый характер, встречаются и трагические эпизоды, которые яснее всего слышны в поздних элегиях.
Антологическая лирика – это светлые страницы его творчества, обращение к идеалу, размышления об этике и эстетике существования современного человека.
Связана ли антологическая лирика А. Фета с другими жанрами его поэтического творчества?
А.В. Успенская считает, что хотя на первый взгляд они существуют обособленно, представляют собой две различные ветви, но определенная связь есть. Античные образы присутствуют не только в антологической лирике, но и в элегиях, и в мелодиях. В свою очередь, мелодии повлияли на антологическую лирику, в которой А. Фета использует приемы различного мелодического, интонационного звучания стиха.
В курсовой работе мы обратились к исследованию трех жанров поэзии Фета, сделали выводы на материале исследований отечественных авторов и собственного стихотворного анализа. Цель и задачи курсовой работы выполнены.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ