зависть как составляющая эмоциональной сферы личности

Цели и задачи

Цель работы: анализ сущности зависти как психологического явления.

Введение и актуальность


Любая деятельность человека протекает под воздействием психических состояний. Данному тезису соответствует и представление о том, что эмоциональное состояние выступает в качестве фона на основании которого функционирует и практическая, и психическая человеческая деятельность. Однако необходимо учитывать и тот факт, что именно в процессе деятельности (сенсорной, физической и умственной) возникает и видоизменяется то или иное психическое состояние. Исходя из этого оно, чаще всего, выступает как продукт деятельности.
Достаточно интересным и важным является вопрос дифференциации и описания различных психических состояний. Чаще всего предметом измерения в психологии становятся, так называемые, интегральные психические состояния, которые отражают динамику протекания личностных эмоциональных состояний в целом, за определенный период времени. К таким состояниям относят, чаще всего, тревожность, настроение, как общее «разлитое» состояние личности, различные показатели адаптивности. особого внимания заслуживает диагностика такого эмоционального состояния как стресс. Такие эмоциональные проявления как страсть, аффект и т. д. вряд ли могли бы быть измерены с помощью применения стандартных методов диагностики [7, с. 42]. Особого внимания заслуживают некоторые эмоциональные состояния субъекта, среди которых такое как настроение, которое характеризует человека в целом и выполняет роль основного фона его психической жизни.
Следует отметить, что изучение эмоциональных состояний имеет большое прикладное значение.
Как переживание, эмоция у человека всегда носит личностный характер, особо интимно связанный с «я», а также близкий ему, его захватывающий.
В соответствии с этим личностное отношение всегда приобретает в большей или меньшей степени эмоциональный характер.
Если человек принимает какие-либо определенные формы поведения, однако сам при этом бесстрастно относится к тому, соблюдаются ли они, это означает, что он только внешне, т.е. формально их принимает, а выраженное в них общественное отношение не становится его личным отношением.
Эмоции представляют собой кратковременные переживания различной силы, которые сменяют друг друга вслед за изменением ситуации. Эмоции вообще это комплекс соматических и вегетативных реакций, которые выражают отношение человека к самому себе и внешнему миру.
Эмоциональные состояния представляют собой более длительные переживания, они характеризуются определенной устойчивостью после смены породившей их ситуации. К эмоциональным состояниям относят страсть и настроение.
Страсть это достаточно продолжительное и средне-выраженное эмоциональное состояние, подчиняющее себе основную направленность поступков и мыслей человека. Страсть стимулирует активную деятельность человека к удовлетворению совершенно определенных желаний.
Настроение это наиболее длительное, однако, наименее выраженное эмоциональное состояние, равнодействующая многих переживаний и чувств, служащая своеобразным фоном и окрашивающая дальнейшее поведение человека.
Настроение как эмоциональное состояние оказывает заметное влияние на общий тонус и жизнедеятельность человека. Необходимо помнить, что возникновению какого-либо настроения всегда способствует определенная причина.
Кроме того, особый вид эмоциональных состояний представляет собой фрустрация.
Фрустрация это подавленное, напряженное и тревожное состояние, которое возникает при появлении препятствий, появляющихся на пути к поставленной цели. При этом возникновение фрустрации может способствовать как отказу от цели, так и в достаточной мере агрессивным действиям для непосредственного устранения возникшего барьера, а иногда и попытке компромиссного решения.
Любые крайности в регуляции эмоциональных проявлений являются достаточно вредными. Бесконтрольные эмоциональные состояния недопустимы, так как они вызывают конфликтные ситуации, кроме того, они дезорганизуют личность, сильно ухудшают общее состояние здоровья и могут приводить к появлению психических расстройств.
К примеру, при возникновении фрустрации необходимо срочно решить проблему, которая к этому состоянию привела. Здесь существуют варианты: можно пересмотреть потребность, вызвавшую ее, либо изменить путь достижения цели.
Для устранения плохого настроения необходимо вспомнить его причину, после этого переосмыслить ее либо устранить отрицательно воздействующий фактор.
Таким образом, мы рассмотрели особенности эмоциональной сферы личности.
Все крупные психологические школы выработали собственные представления о природе эмоций и особенностях их проявлений. В настоящее время эмоции являются неотъемлемой частью психологического облика человека, придавая индивидуальные черты его поведению.
Эмоции в жизни человека занимают важнейшее место, значение которого переоценить сложно.
Эмоции дают людям возможность лучше понимать друг друга. Эмоции имеют врожденный характер. Однако при этом, несмотря на то, что эмоции постоянно сопровождают людей по их жизненному пути, у людей различные события вызывают совершенно различные эмоции.
Эмоциональная сфера является важнейшей, определяющей многочисленные жизненные проявления для любой личности, вне зависимости от ее возраста, пола, профессиональной принадлежности и уровня жизни. Однако нужно отметить, что эмоции и эмоциональные проявления имеют свои половые и возрастные особенности, иначе говоря, эмоции и переживания, а также их проявления в различном возрасте, начиная с рождения, имеют свою специфические проявления.

Заключение и вывод

Таким образом, рассмотрев литературу по теме исследования, автор пришел к следующим выводам: Эмоции в жизни человека занимают важнейшее место, значение которого переоценить сложно.
Все люди постоянно испытывают различные эмоции: радость, печаль, грусть и т.д., а также чувства, относящиеся к классу эмоций: аффекты, страсти, стрессы и т.д.
Одной из эмоций, которая постоянно присутствует в жизни людей является зависть.
Эмоция зависти может рассматриваться как проблема индивидуальной психологии, но дело не только в этом и даже совсем не в этом; зависть — это первостепенная социологическая проблема.
Наряду с пониманием зависти как неприязненного чувства, враждебного отношения к кому-либо, зависть в психологии рассматривается как феномен, проявляющийся на трех уровнях: 1) на уровне различных эмоциональных переживаний (досады, раздражения, злобы из-за своего низкого статуса);
2) на уровне сознания (осознание в сравнении с другими своего более низкого положения): 3) на уровне поведения (процесс разрушения, устранение предмета зависти).
Способность к зависти — это психосоциальная данность, которая часто сопровождается выраженными соматическими побочными явлениями.
Взаимосвязь социально-демографических характеристик и зависти, с точки зрения многих исследователей, представляет собой одну из наименее изученных областей теории зависти.
Результаты имеющихся немногочисленных исследований в этой сфере разнородны и противоречивы. Необходимо отметить, что в изучении зависти доминирует личностный подход, направленный на выявление зависимости зависти от личностных качеств. Так, установлено, что зависть детерминирована рядом личностных характеристик: эгоизмом, тщеславием, честолюбием, невротичностью, депрессивностью, эмоциональной неустойчивостью, раздражительностью, агрессивностью. Однако зависть как феномен в межличностных отношениях обусловлена и социально-демографическими факторами: полом, возрастом, социальным статусом, социально-психологическими особенностями среды. Гендерные особенности зависти и завистливости в психологической литературе освещены с точки зрения выявления половой специфики склонности к зависти, предметного поля зависти, механизмов возникновения зависти, характеристики межличностных отношений субъектов зависти.
Комплексное исследование социально-демографической структуры зависти, предпринятое Т.В. Бесковой, позволяет сделать вывод об отсутствии значимых различий как в общем уровне завистливости мужчин и женщин, так и в завистливости по шкалам «зависть–неприязнь» и «зависть уныние», что совпадает с выводами К. Муздыбаева и имеет расхождение с субъективной оценкой завистливости (в массовом сознании женщины завистливее мужчин). Различия в завистливости личности по гендерному, возрастному признаку, а также в зависимости от семейного статуса выявлены лишь по отдельным предметным областям зависти, что не позволяет говорить о большей или меньшей ее выраженности в анализируемых группах. Однако половые различия существенны при сравнении механизма возникновения и развития зависти у мужчин и женщин: «…зависть у мужчин может быть представлена упрощенной схемой: «увидел–позавидовал–забыл» (ситуативная зависть), тогда как женская зависть, негативно сказывающаяся на отношении к себе, вполне может перерастать из ситуативной в навязчивую. Иначе говоря, долговременная и глобальная социальная установка женщины по отношению к другим из частного отношения «зависть» может трансформироваться в долговременную мотивационно-характерологическую личностную черту – завистливость».

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ