«Законы общественного мнения» Хадли Кентрила

Цели и задачи

Цель исследования заключается в изучении «законов общественного мнения» Хадли Кентрила.

Введение и актуальность


Одним из главных факторов формирования общественного мнения являются индивидуальные потребности, которые проявляются во влечениях, желаниях и прочих проявлениях человека. Они не остаются неизменными, а трансформируются в зависимости от роста качества жизни как отдельного человека, так и того или иного сообщества.
Коллективные интересы и установки, которые часто рассматриваются как часть общественного мнения. Но коллективные потребности и интересы (потребительские, эмоциональные, конфессиональные и т.д.) являются определяющими факторами мнения. Среди них встречаются подсознательные, полу осознанные и индивидуальные желания и потребности. Здесь начинают господствовать коллективные установки и стереотипы. Понятие установка вводится для обозначения субъективных ориентаций индивидов как членов группы (или общества) на те или иные ценности, предписывающие индивидам определенные социально принятые способы поведении [12, с. 189].
Важно помнить, что у индивида может существовать одновременно целая структура социальных установок. В нее входят интересы и ценности, знания и убеждения, эмоции и способность к действию определенного рода.
Наряду с рассмотренными факторами большую роль в формировании общественного мнения также играют стереотипы.
Влияние стереотипов на формирование и функционирование общественного мнения заключается, в первую очередь, в том, что человек не осознает многих своих истинных мотивов поведения, поэтому, в частности, опросы общественного мнения должны быть обращены не только на обследование сознания, но и подсознания.
Следует отметить, что об объективности «объективных» факторов формирования и функционирования общественного мнения приходится всегда говорить с определенными оговорками, так как та или иная степень их осознанности автоматически переводит их в разряд субъективных факторов общественного мнения. Хорошим примером этого является вопрос о месте и роли социальных проблем в процессе формирования общественного мнения. Место и роль социальных проблем настолько важна, что целый ряд современных теорий, описывающих механизм воздействия средств массовой информации на общественное мнение, специально акцентируют внимание на таких феноменах, как «установление повестки дня» и др. [12, с. 190].
Действительно, СМИ могут прямо не говорить, что думать и как себя вести, но косвенным путем постоянно подсказывают, о чем думать и как это делать: содержание, передаваемое СМИ, определяет для общественности определенный набор тем обсуждения, а медийные и иные «лидеры мнений» во многом предопределяют оценку этого содержания.
При опросах общественного мнения социальные проблемы занимают одно из первых мест по своей важности среди множества исследовательских объектов и задач. Считается, что общественное мнение как раз и возникает как продукт осознания назревших социальных проблем.
Объективно назревшая социальная проблема рано или поздно все равно встает в общественном мнении как один из центральных предметов обсуждения, а значит и оценки. Однако для того, чтобы та или иная социальная проблема стала предметом всеобщего обсуждения, необходимо чтобы она прошла конкуренцию с другими социальными проблемами и попала в публичное поле. Здесь мы опять встречаемся с субъективными факторами. Например, без участия СМИ любая объективно наличествующая социальная проблема останется вне общественного мнения, а значит, без своего рассмотрения, оценки и разрешения [16, с. 65].
Рассмотрим субъективные факторы формирования общественного мнения более детально. Все способы воздействия на общественное мнение, которые носят сознательный характер, являются субъективными факторами формирования общественного мнения.
Во-первых, здесь всегда есть заинтересованные в определенном общественном мнении субъекты (политические деятели, лидеры мнений, руководители корпораций, СМИ и т.д.), которые не столько отражают и выражают в своих речах, выступлениях, призывах общественное мнение, сколько формируют его. Уже одно то, что они являются монополистами в производстве общественно-значимой информации, выделяет их из всей остальной субъектной структуры общественного мнения.
Во-вторых, эти субъекты «работают» с общественным мнением, т.е. берут его не таким, какое оно есть, а таким, каким оно должно быть (стать) с их точки зрения. Это во многом не процесс прямого воздействия объективных факторов на общественное мнение, а опосредованное влияние - с помощью искусственно созданных социальных проблем, спровоцированных событий, рекламы, PR-технологий. «Публичное поле», в котором только реально и функционирует общественное мнение, как правило, захвачено этими субъектами, так как именно они имеют ресурсы (каналы и т.д.) для производства и распространения социальной информации.
В-третьих, в условиях массовых, интенсивных и разнонаправленных потоков информации средний человек просто не способен охватить всю поступающую информацию, а главное - проверить ее. В силу этого ему приходится или полагаться на мнение «лидеров мнений», или поддаваться давлению группового мнения. Поэтому многие индивиды, увлекаемые манипулятивным воздействием тех или иных коллективных потребностей и интересов (политических, конфессиональных, коммерческих и т.д.), способны забыть или, по крайней мере, приглушить свои реальные потребности и интересы и подчинить свои мысли, чувства и волю коллективной установке [16, с. 67].
Таким образом, мы рассмотрели факторы, влияющие на общественное мнение, далее мы рассмотрим основные трактовки понятий законов общественного мнения Хадли Кентрила.

Заключение и вывод


В результате написания курсовой работы мы пришли к выводу, что общественность и общественное мнение являются ключевыми объектами, на которые направлена работа PR. Поступление новой информации или внедрение определенного образа в нее влечет за собой изменение общественного мнения. Поэтому важно не только сформировать общественное мнение, но и правильно организовать работу с ним во избежание критических ситуаций. Также большую роль общественное мнение играет для создания имиджа организации, который важен для ее конкурентоспособности, эффективности и успешности.
Хадли Кентрилом в работе «Исследование общественного мнения» были сформулированы 15 «законов» общественного мнения, обобщив приведенные законы, можно сделать следующие выводы, отражающие, в первую очередь, возможность эффективного влияния на общественное мнение:
- общественное мнение формируется под влиянием значимых событий.
- типичная обратная реакция общественного мнения заключается в требовании действий;
- эффективность воздействия на людей возможна при учете их собственных интересов;
- требования, которые люди предъявляют к руководству, не всегда являются объективными;
- определение надежности оценки общественного мнения характеризуется сложностью.
Повышение пенсионного возраста в РФ — необходимая мера, но для этой процедуры должны быть созданы социальные условия и продуманы социальные последствия, к которым она может привести.
Правильная организация учета состояния и динамики общественного мнения, использование и применение на практике правильных управленческих решений в политике позволит значительно повлиять на общественное мнение.
В результате анализа приведенных примеров PR-средств направленных на формирование общественного мнения в контексте разработки и проведения пенсионной реформы 2018 года, мы определили, что правительство РФ использует скрытую рекламную политику воздействия на массы.
Возможности и ограничения применения законов Хадли Кентрила в процессе формирования общественного мнения при проведении пенсионной реформы 2018 года, достаточно обширны и могут существенно оказывать влияние как на рост общественного мнения, так и на уменьшение интереса потребителя к данному процессу.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ