маркетинговый анализ конкурентоспособности предприятия

Цели и задачи

Целью исследования является маркетинговый анализ конкурентоспособности предприятия.

Введение и актуальность


Обострить конкуренцию может появление товаров, эффективно удовлетворяющих те же потребности, но несколько иным способом, когда товар, предлагаемый организацией, имеет сходные функциональные характеристики с товаром, вводимым на рынок другими организациями. Так появляются товары-заменители (товары-субституты).
Препятствиями на пути товаров-субститутов может стать:
1) ценовая политика, которая отвлекает покупателя с вопроса качества к вопросу цены;
2) воздействие рекламных кампаний;
3) повышение качества обслуживания клиентов.
Силу воздействия поставщика на потребителя определяет ряд факторов, в частности:
- равновесие между спросом и предложением;
- чем меньше поставщиков сотрудничает с фирмой, тем больше фирма зависима от них;
- чем уже специализация, тем меньше она влияет на конкурентоспособность;
- появление аналогичного товара/услуги или разработка уникальой новинки уменьшает конкурентоспособность поставщика;
- правильно организованная система заинтересованности потребителей увеличивает значимость поставщика;
- большое количество конкурентов поставщиков снижает спрос на товары данного поставщика, снижая рентабельность его деятельности.
Влияние всех перечисленных факторов может быть выражено в финансовых вопросах, отражающих стоимость переключения на другого поставщика. Чем она выше, тем больше конкурентная сила поставщика, и наоборот.
Покупатели здесь играют также не маловажную роль, так как они являются единицами, формирующими спрос. Они давят на ценовую политику в интересах снижения цен, стремятся получить лучшее качество, высококвалифицированное обслуживание.
Под конкурентоспособностью товара понимают характеристику продукции, которая показывает ее отличие от товара-конкурента, как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Другими словами, конкурентоспособность товара — вероятность продать товар в определенные сроки при наличии на рынке аналогичных товаров-конкурентов.
Анализ эффективной конкуренции товара/услуги производится на основании исследований потребности населения и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:
- технологические;
- эргономистические;
- эстетические;
- нормативные;
- экономические.
Задачи анализа конкурентоспособности товара:
- оценивается и прогнозируется эффективность конкуренции товара/услуги;
- изучаются внешние и внутренние факторы воздействия;
- разрабатываются меры по достижению требуемого уровня конкурентоспособности продукции.
Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности товаров, для определения фактического положения товара на определенном рынке можно использовать матричный метод. Сущность его состоит в построении матрицы, в которой по вертикали отражаются темпы роста объема продаж всех или основных фирм-продавцов на рынке, а по горизонтали указывается доля рынка, контролируемая данной фирмой.
Важное направление повышения конкурентоспособности продукции:
- разработка более эффективного процесса сбыта товара/услуги;

Заключение и вывод


Итак, проведенный маркетинговый анализ деятельности предприятия на конкретном примере показал, что конкуренция имеет определённые преимущества и недостатки.
К положительным чертам можно отнести:
- ресурсы используются более эффективно;
- необходима гибкость и быстрая реакция на изменения в современных условиях;
- создается толчок для создания новых видов продукции;
- есть свобода выбора в политике производства;
- повышается качество услуг.
Негативные стороны:
- единовременный положительный или отрицательный эффект для клиента;
- большая текучесть кадров;
- большое число аналогичных предприятий;
- отсутствие маркетингового отдела.
На мой взгляд, актуальность темы «Маркетинговый анализ конкурентоспособности фирмы» доказана в ходе написания курсовой работы.
Цель исследования - маркетинговый анализ конкурентоспособности предприятия достигнута.
Задачи, поставленные для ее достижения, рассмотрены:
- изучен процесс маркетингового анализа конкуренции на рынке;
- рассмотрен анализ конкурентной позиции организации с точки зрения маркетинга;
- определен маркетинговый анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции;
- проведен анализ конкурентоспособности предприятия на основании маркетингового исследования;
- рассмотрены общие характеристики ресторана «Восточный экспресс»;
- проведен маркетинговый анализ деятельности ресторана;
- определена конкурентоспособность ресторана «Восточный экспресс»;
- выдвинуты рекомендации и предложения по решению вопроса повышения конкурентоспособности.
Объект исследования - ресторан «Восточный экспресс» проанализирован.
Предмет – конкурентоспособность предприятия на основании маркетингового анализа - изучен.
В ходе работы были исследованы аспекты конкурентоспособности ресторана и предложены рекомендации, касающиеся работы с клиентами, поставщиками, а так же отношения внутри коллектива.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ