Юридическая ответственность при нарушении законодательства о выборах

Цели и задачи

Целью данной работы является изучение основных мер конституционноправовой ответственности за нарушения законодательства о выборах, основания и условия применения таких мер.

Введение и актуальность


После рассмотрения подходов исследователей к пониманию и выделению признаков конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах, справедливо заметить, что, с одной точки зрения, это явление находится на одном уровне в правовом поле вместе с конституционно-правовой и юридической ответственностями. Эти явления объединяют такие общие признаки: базируются на нормах права; устанавливаются государством; влекут меры негативного воздействия.
С иной точки зрения, ответственность конституционно-правового характера за нарушение законодательства о выборах представляет собой самостоятельное правовое явление, так как в результате исследования, приведенного выше, есть возможность увидеть своеобразие, определенную неповторимость и уникальность ответственности такого вида.
В результате анализа и исследования вышеназванных положений, можно прийти к выводу о том, что авторы имеют схожие позиции при выделении признаков ответственности конституционно-правового характера за нарушение законодательства о выборах. Это следующие признаки: отсутствует единый нормативный акт, который регулировал бы вопросы этого вида ответственности; особый процессуальный порядок применения санкций; комплексный характер ответственности.
По нашему мнению, такое видение признаков конституционно-правовой ответственности в избирательном праве справедливо и имеет собственное обоснование. Нормы избирательного права не собраны в единый кодифицированный акт, они «обитают» по всему пространству правового поля и могут выражаться в правовых актах, разных и по уровню, и по юридической силе. И вследствие этого «рождаются» все последующие особенности этого правового явления.
По этой причине есть возможность сказать, что конституционно-правовая ответственность за нарушение законодательства о выборах является не только разновидностью юридической ответственности в целом, и конституционно-правовой ответственности в частности, но и самостоятельным явлением на просторах правового поля.

Заключение и вывод


Конституционно-правовая ответственность за нарушение законодательства о выборах представляет собой разновидность конституционно-правовой ответственности в целом. Это подтверждает общность признаков, которые объединяют их.
При этом ответственность конституционно-правового характера в избирательном праве имеет признаки, которые дают возможность отличать ее от других видов ответственности. К этим признакам могут быть отнесены политический характер ответственности; возможность наступления ответственности без вины; процессуальный порядок применения мер конституционно-правовой ответственности к участникам избирательного процесса в федеральном законодательстве детально не регламентирован и прочие.
Всякая ответственность юридического характера отталкивается от такого явления как основание, без которого лицо не может быть привлечено к ответственности. Ответственность в избирательном праве не исключение, по этой причине в качестве основания для того, чтобы лицо было привлечено, выступает деяние, характеризующееся общественной и государственной вредностью (посягает на избирательные права граждан), противоправностью (представляет собой нарушение избирательного законодательства), виновностью, а также возможностью применения конституционно-правовых санкций.
В качестве субъектов ответственности конституционно-правового характера за нарушение законодательства о выборах способны выступать и индивидуальные, и коллективные. Индивидуальные субъекты, в первую очередь, это кандидаты, а коллективные субъекты ответственности – это избирательные комиссии, избирательные объединения.
Согласно действующему законодательству, к мерам конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах отнесены: предупреждение, отказ в регистрации кандидата, отмена регистрации кандидата, признание результатов выборов в качестве недействительных, отмена решения о признании кандидата избранным, расформирование избирательной комиссии.
При изучении мер ответственности конституционно-правового характера за нарушение законодательства о выборах, мы остановились на самых базовых, а именно: предупреждение, отказ в регистрации кандидата, отмена в регистрации кандидата, признание результатов выборов в качестве недействительных, отмена решения о признании кандидата избранным, расформирование избирательной комиссии.
Каждая мера предусматривается в действующем законодательстве, однако не каждая является доработанной.
На базе изложенного выше может быть сделан вывод о том, что ответственность конституционно-правового характера за нарушение законодательства о выборах действительно есть и представляет собой неотъемлемый элемент избирательного права. Все меры, которые предусматриваются этим видом ответственности, являются законодательно закрепленными и обладают четким регулированием, хоть и подлежат доработке и исключению пробелов в действующем избирательном законодательстве. Исключение пробелов и ошибок приведет к сокращению количества ошибок в применении этих норм, исключит возможность расширительного толкования норм и принятия необоснованных решений со стороны избирательных комиссий.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ