Развитие музыкального слуха старших дошкольников непосредственно образовательной деятельности в ДОУ

Четырьмя стадиями развития интеллекта по Ж.Ж. Пиаже являются: 1) стадия сенсомоторного интеллекта (от рождения до двух лет); 2) дооперационная стадия (от двух до семи лет); 3) стадия конкретных операций (от семи до одиннадцати лет); 4) стадия формальных операций (от одиннадцати до пятнадцати лет). Любые знания, деятельность усваиваются детьми путем интериоризации [4, c. 35-36].
Лев Семёнович Выготский, советский психолог, создал культурно-историческую теорию развития психики, психических функций. Он разделял процесс развития психики на две линии – натуральную и культурную. Результатом первой является формирование низших (натуральных) психических функций.
Высшие психические функции формируются в результате второй линии развития. Л.С. Выготский писал о том, что «высшие психические функции не могут быть поняты без социологического изучения» [7, c. 44]. Он выделял обществу особенно важную роль в развитии и формировании психики наряду с естественными, биологическими процессами созревания, носящими значимую роль в жизни подрастающего ребёнка.
Дошкольник начинает осваивать творческий, новый для него тип деятельности. Также на данном этапе развития у детей появляются первые этические представления.
Эрик Эриксон, представитель эго-психологии, создал теорию психосоциальных стадий развития человека, говорящую о том, что «существуют и психологические стадии развития «Я», в ходе которых индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде» [30, c. 10]. Он утверждал, что становление личности, её развитие продолжается в течение всей жизни человека и сопровождается различными кризисами, выход из которых может быть адаптивным или неадаптивным.
Одним из центральных положений в его теории стала идентичность – поиск своей социальной, личной и физиологической индивидуальности. Э. Эриксон выделил восемь стадий психосоциального развития. В данном исследовании нас интересует три из них, в ходе которых ребёнок старается достичь равновесия.
Дошкольный период, согласно идеям В.С. Мухиной, характеризуется овладением социальным пространством через близких взрослых и сверстников, характеризуется новыми достижениями. В этом возрасте ребёнок осваивает мир вещей, «двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального значения вещей и относительность этого постоянства» [22, c. 220]. Постепенно развивается способность «к идентификации с людьми, а также со сказочными персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п.» [22, c. 221].
Ребёнок учится нормам общения, принятым в обществе, с окружающими, энергично развивает речевые способности посредством «выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное отношение и готовность строить позитивное отношение». Он испытывает и уже осознаёт большую потребность в одобрении своих поступков и любви близких. Развивается половая идентификация, поэтому проявляется сильная двигательная активность, которая помогает освоить присущие своему полу определенные действия, движения. Продолжают формироваться и развиваться различные типы мышления (например, наглядно-действенное), а также воображение, способности фантазировать, память. Все возникающие неудержимые стремления ребёнка наполняют его чувством радости, стремлением к жизни.
В.С. Мухина отдельно выделяет некоторые важные особенности ребёнка в возрасте от трёх до семи лет. В первую очередь, это особенности общения. Появляются ранее неизведанные формы общения, взаимодействие в семье строится совершенно по-другому. Ребёнок начинает постепенно понимать, что он не является центром всего, из-за чего появляется ревность, агрессия, проявляющаяся по-разному и имеющая место быть сначала к одному родителю, а потом к другому, пока не произойдёт привыкание к новой системе взаимоотношений [22].
Старший дошкольный возраст – один из основных периодов познания окружающего и внутреннего мира, период активного развития своих способностей, усвоения навыков, знаний, период познания человеческих отношений, осознанного общения с окружающими. В этом возрасте преображается нервная система ребенка и, тем самым, улучшается подвижность, устойчивость, уравновешенность.
Ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте продолжает оставаться игра. Совершенствуются и развиваются ее различные формы.
К концу дошкольного периода у ребенка развивается социальная и интеллектуальная компетентность, позволяющая понимать действительное отношение к нему окружающих, а также свое отношение к ним. Оно позволяет вырабатывать собственную линию поведения в соответствии с этими отношениями. Также у ребенка ярко проявляется чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах, смелое проявление собственной позиции. В этом возрасте у детей особенно ярко и разнообразно проявляются эмоции, переживания. Появляется способность к волевому регулированию своего поведения. Ребенок инициативен, проявляет самостоятельность и ответственность, появляется адекватная самооценка [17].
Таким образом, на основании информации, полученной в ходе анализа научно-теоретической литературы, можно утверждать, что развитие мышления старшего дошкольника характеризуется способностью к экспериментированию как в умственном, так и в практическом плане, способностью к обобщению, установлению причинно-следственных связей. В этом возрасте ребенок уже группирует предметы, явления, разбирается в их закономерностях, владеет речью, родным языком, имеет представления об языковой действительности.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ