взаимодействие категорий тело, пространство и время

Цели и задачи

Цель исследования – раскрыть специфику взаимодействия категорий тела, пространства и времени в условиях создания современной хореографии.

Введение и актуальность


Рассматривая танец с современных мировоззренческих позиций, можно даже сказать, что он принадлежит не только большому, но и объемному, голографическому времени, поскольку он, как было отмечено выше, обеспечивает культурный коммуникационный процесс, диалог культур в синхронном и диахронном измерении. В таком случае феномен танца становится действительно всевременным. То есть он существует не только в качестве обособленной формы деятельности, описываемой в отрыве от того контекста, в котором танец функционирует в реальной жизни. Он также существует в контексте синкретического множества проблем, касающихся композиции и организации танца, а главное его социологической и культурологической природы и предназначения, в том числе и способности существовать и оказывать заметное влияние на достаточно длительный исторический срок.
Танец, как один из наиболее подвижных элементов культуры, включает в себя совокупность общепризнанных на определенном историческом этапе предписаний для различных сфер человеческой деятельности, определяющих развитие этих сфер как частей целого культурного образования. Таким образом, танец является достояниям общечеловеческой культуры в силу своей перманентной адекватности культурным запросам и процессам. Танцевальная культура, судя по архивным источникам, начала формироваться в эпоху европейского Ренессанса, и характерной ее чертой стало целенаправленное развитие теории хореографии.
Первые попытки зафиксировать, записать и теоретически осмыслить достаточно распространенный придворный танец были предприняты в XV веке. В результате появились специальные трактаты, посвящённые не только технике исполнения, разработке композиции танца, но и его терминологии и даже философии, что свидетельствует о признании в нем особого и все более актуального культурного феномена. Поэтому ренессансные усилия итальянских подвижников танцевальной культуры последовательно переняли и развили во Франции, которая с начала XVII века захватила лидерство в этой сфере культуры. Во многом благодаря их стараниям понятие историческая хореография утвердилось в профессиональной сфере [3, с.126].
Пластика - это целостное качество целостного организма. Природная среда обитания человека существенно влияет на его поведение, а соответственно, на формирование всей системы его пластического языка, а танец, как искусство, наиболее органично и глубоко связан как с естественной средой существования человека, так и с жизнью общества. Со времен эпохи возрождения телесный пластический образ никогда не терял своей привлекательности для художественных творений, какому бы виду искусства они не принадлежали.
Телесный пластический образ - это выразительная телесность, являющаяся творческим самовыражением внутреннего потока энергии, происходящего из глубин человеческого сознания и бессознательно и свободно открывающаяся в мир в виде сменяющих друг друга телесных символических форм. В танце внешний, телесный образ исполнителя, данный в движении, в значительной степени выражает суть художественного образа. Оправданность этого утверждения базируется на особенности, которую в хореографии определяют, как пластическую форму души, ибо пластика является самым естественным выразителем чувств [5, с. 9].
Ницше и другие представители философии жизни закладывают основы понимания человеческого тела как одной из форм бесконечного органичного развития и становления, центра восприятия, реакций, рефлексий, включенного в динамическую картину мира. В психоаналитической концепции тело становятся отчасти источником и воплощением того конфликта, который разыгрывается между разными структурными уровнями человека: бессознательным, с его либидозной энергией (Оно), сознанием (Я) и присоединённым в сверхсознательное социумом (Сверх-Я) [7, с. 15].
В феноменологии, развивающей понимание тела, как способа каким природа становится человеком исследуется возможность включенности или невключенности состояний тела в горизонты субъектного сознания. Тело, переживаемое субъектом изнутри как мое тело, и его соотнесенность с телом другого становится главным открытием мыслителей экзистенциально-феноменологической ориентации [7, с.15].
В социально-конструктивистском дискурсе, опирающемся на исследовательские приемы культурной антропологии и этнографии, телесность становится следствием включения человеческого тела в социокультурное пространство, где оно преобразуется (из природного организма в явление социокультурное) благодаря разнообразным коллективным и индивидуальным практикам.
В нашем исследовании телесность понимается как принцип интегрирования сложной структуры человека в единое целое, особое измерение тела как продукта социальных практик и воздействия разнообразных дискурсов. И если в понятии тела акцентируется устойчивость, определенность пространственных границ, то понятие телесности фиксирует выход тела за его зримые и осязаемые, фиксируемые в пространстве контуры. Телесность динамична, процессуальна; тело статично.
Выделяются несколько моделей телесности, которые отражают взаимодействия между современной культурой и современным танцем: идеальное тело, тело-машина, тело-объект, связанные с дихотомической классической парадигмой; тело-порог - возникающее в философии жизни; тело-симптом - в психоанализе; феноменологическое тело, повседневное тело, тело без органов—в феноменологии, социальной феноменологии, постструктурализме; реальное тело, экстремальное тело - в постмодернизме [7, с.15].
Выводы по первому параграфу.
Феномен танца существует не только в качестве обособленной формы деятельности, описываемой в отрыве от того контекста, в котором танец функционирует в реальной жизни, но также существует в контексте синкретического множества проблем, касающихся композиции и организации танца, а главное его социологической и культурологической природы и предназначения, в том числе и способности существовать и оказывать заметное влияние на достаточно длительный исторический срок, а также проявляться в специфической интерпретации категорий тела, пространства и времени, моделируя собственные дискурсы и понятия.

Заключение и вывод


Хореография изначально понималась как система создания танца, но теперь этот термин имеет более широкое значение, как танцевальное искусство в целом. Именно этот термин можно использовать в философско - эстетических и художественных обобщениях для рассуждений о пластике человеческой телесности в контексте танцевальных телодвижений. Любое танцевальное телодвижение становится возможным при наличии внутренней свободы - свободы воли, ритма тела, способности телодвижений рассказывать, притягивать взгляд. При описании танцевальных телодвижений следует выявлять неотъемлемые компоненты танца (шаг, поза, поворот и т.д.).
Хореография, берущая начало с древних видов художественного творчества, всегда была одним из ведущих способов самовыражения человеческой личности и, как следствие, обязательным атрибутом культуры. Следует отметить также огромный интерес в XX веке к телу и телесным проявлениям человека, причина которого скрывается во многих особенностях современной культуры, обусловленных прогрессом в науке и технике, а также появлением масс-медиа, более глубокими взаимодействиями между европейскими и восточными традициями и мировоззрениями, новыми идеалами красоты, свободы и т.д.
Философско-эстетический и художественный дискурс категорий тела, пространства и времени становятся способами переосмысления меняющихся представлений о человеческой деятельности. Хореография в современной культуре теперь рассматривается как специфический невербальный язык тела в пространстве и времени, в контексте которых, по мере их развития, оформляются все новые и новые формы работы, выявляются наиболее актуальные культурно-исторические модели.
Танец является одним из самых древних невербальных языковых систем человеческого общения. Это пространственно-временное явление культуры, в котором через движения и пластику тела человек передаёт идею, образы. Природа танца синкретична. Вот почему посредством его всестороннего анализа возможно выйти на познание иных явлений культуры прошлого и современного человека. Сведения из науки об анатомии человека, пропорциях его тела, законах биомеханики, а также психологии, социально-национальных истоках могут использоваться для теоретико-культурологических дискурсах.
Характерные особенности танцевального исполнения движения связаны с двигательным аппаратом человека, с его индивидуальными возможностями, натренированностью мышц и связочных систем. Семантика танца раскрывается с помощью комплексного анализа пространственно-временных и смысловых составляющих танца. Танец — это преимущественно пространственное событие, в котором временной аспект имеет особое значение. Реальное бытование танца в контексте художественного искусства представляет собой сложный структурированный процесс. Элементами этого процесса выступают творчество балетмейстера, интерпретация хореографа, исполнительское сотворчество и зрительское восприятие.
Каждый танец возможно рассматривать, как некое событие в рамках культурно-процессуального пространства, содержащего все исторические трансформации культурных объектов и систем, а также типовых способов взаимодействия между людьми и их социальными группами. Благодаря этому танец служит и в качестве аккумулятора, своеобразного пропагандиста, подвижника традиций и в то же время выступает в роли активного источника инноваций.
Данная методологическая установка указывает на то, что следует уделять особое внимание временной составляющей танца и рассматривать его в контексте исторического времени. Поэтому современная танцевальная культура открывает новый характер, который предполагает не исключительно рациональные координаты в пространственно-временном поле, но интуитивную многоходовую глубину, которая вбирает всё сбывшееся, происходящее и наступающее. Время в таком случае становится еще более реально временем культуры, объясняющим и обосновывающим, в частности, современный активный синхронный диалог культур, широкую танцевальную культурную парадигму: Запад-Восток-Юг.
Современный танец удивительным образом соединяет раздробленное пространство отдельного телодвижения в сжатую многомерную, но прежде всего, духовную сферу глубоко традиции и современности. События, выражающие суть современного времени, органично включают всю историю культуры в целом - от глубокой архаики до современных художественных направлений, а также разнообразный художественный опыт всех стран и народов.
На этом свободно развивающемся фоне вместе с тем закономерно возникает интерес и к классическим достояниям танцевальных культур, который усматривает в них непреходящие историко-культурные ценности, средства для саморефлексии, для жизни национальных культур в рамках общекультурных процессов и в согласии с меняющейся современной сутью танца. Так, например, сегодня вполне правомерна актуализация танцев прошлого и создание на их основе межвременного танцевального коллажа. Подобные явления самобытного, а иногда и уникального во временном историческом срезе лишь дополнительно добавляют аргументы для продолжения исследований подобных образцов общечеловеческой культуры.
Исходя из этого, вполне обоснованным видится существование исторического танца, который служит для дискурса танца не только как вида искусства или эстетического явления, но и именно как культурного достояния. Уже сам факт принятия, закрепления в профессиональном обиходе понятия исторический танец говорит о многом. В этом понятии - обозначение специфического предмета культурологических исследований, посвященных особенностям и закономерностям каждой из национальных культур в социокультурном контексте, в диалектическом взаимодействии общечеловеческих традиций, местных хореографических интерпретаций, аранжировок, инноваций и, с другой стороны, работы научного знания.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ