Референдум как правовой институт.

Цели и задачи

Цель данной курсовой работы заключается в исследовании референдума как правового института.

Введение и актуальность


Предусмотрел законодатель также ограничения, которые касаются в целом проведения референдума и которые связаны с определенными обстоятельствами, как планового, так и внепланового характера. В частности, ст. 7 ФКЗ о референдуме предусматривает, что референдум не может быть проведен в условиях военного или чрезвычайного положения. Запрещается также проведение референдума в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы, а также в период избирательной кампании. Представляется, что наличие данных ограничений вполне оправданно, так как в указанных условиях проведение референдума кажется нецелесообразным и может не отражать в полной мере мнение всего населения.
Важно также отметить, что указанные ограничения имеют исчерпывающий характер, что не позволяет ограничивать проведение референдума в иных случаях.
Процесс подготовки и проведения референдума РФ обычно именуется как референдумный процесс и предполагает определенную совокупность действий, именуемых стадиями. В немалой степени референдумный процесс имеет сходства с избирательным процессом и состоит из следующих последовательно сменяющих друг друга стадий:
1) выдвижение инициативы проведения референдума и сбор подписей в ее поддержку;
2) назначение референдума;
3) образование участков, формирование комиссий референдума, составление списков участников референдума;
4) проведение агитации;
5) голосование и определение результатов референдума;
6) вступление в силу решения, принятого на референдуме.
Важно отметить, что данные стадии характерны для всех разновидностей референдума. Однако, безусловно, в зависимости от уровня, на котором проводится референдум, существуют определенные особенности.
При проведении референдума РФ инициатива может исходить от нескольких субъектов права при наличии определенных условий:
1) если инициатива исходит от населения страны, то в таком случае необходимо, чтобы такую инициативу поддержали не менее чем два миллиона граждан РФ, обладающих правом участвовать в референдуме, при соблюдении условия о том, что не более 50 тысяч из них проживает в одном субъекте РФ;
2) в порядке ч. 3 ст. 135 Конституции РФ инициатива может исходить от созванного Конституционного Собрания;
3) федеральным органам государственной власти в случаях, предусмотренных международным договором РФ и ФКЗ.
Назначение референдума РФ является исключительной прерогативой Президента РФ, который назначает его своим указом. В течение 10 дней со дня поступления всех необходимых документов Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума. После принятия соответствующего решения Конституционный Суд РФ направляет его Президенту РФ.
После получения положительного решения Конституционного Суда РФ глава государства в срок не позднее 15 дней издает указ о назначении референдума. Если Конституционный Суд РФ признает инициативу о проведении референдума не соответствующей Конституции РФ, то тогда данная процедура прекращается с момента вступления в силу решения Конституционного Суда РФ.
Вместе с назначение референдума Президент РФ определяет дату голосования, в качестве которой может быть только воскресенье, в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума.
Тем самым, можно сделать вывод, что Президенту РФ как главе государства принадлежит исключительное право на назначение референдума РФ. При этом важно отметить, что он не реализует это право по собственной инициативе.
Подготовку и проведение референдума РФ осуществляют соответствующие избирательные комиссии. В целом порядок их формирования, а также деятельность данных комиссий схожи с процедурой организации и проведения выборов.
После принятия решения о назначении референдума РФ граждане РФ, а также общественные объединения вправе в любых допустимых формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию:
- за или против проведения референдума РФ;
- за или против участия в референдуме;
- за или против законопроекта или иного вопроса, выносимого на референдум.
Голосование на референдуме проводится в установленный день с 8 до 20 часов по местному времени в помещениях участковых комиссий. Каждый гражданин голосует лично.
ЦИК РФ признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняли участие более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума.
Решение, принятое на общероссийском референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно действует на всей территории России и может быть изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме.
Таким образом, референдум является одной из центральных форм непосредственной демократии, отличается сложностью процедуры проведения и имеет много сходств с избирательным правом.

Заключение и вывод

Проведенное исследование референдума как правового института позволяет сделать ряд выводов, имеющих как теоретическое, так и практическое значение.
Референдум – это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общественного, регионального или местного масштаба.
В зависимости от предмета референдума выделяют конституционный, законодательный, международно-правовой и административный референдумы.
По характеру юридической силы решения, принятого на референдуме, различают консультативный и императивный (обязательный) референдумы.
В зависимости от условий, необходимых для проведения референдума, они делятся на обязательные и факультативные.
По территориальной сфере референдумы делятся на общегосударственные, региональные и местные.
Референдум является одной из центральных форм непосредственной демократии, отличается сложностью процедуры проведения и имеет много сходств с избирательным правом.
Одним из важнейших конституционных политических прав является право на участие в референдумах. Его следует понимать как гарантированную конституцией возможность граждан участвовать в принятии решений на референдуме. Оно закреплено практически во всех ныне действующих конституциях стран мира. Разница между конституциями заключается только в объеме нормативного регулирования самого права. В содержании одних конституций ему посвящены лишь отдельные статьи, а в других – выделены целые главы или разделы.
Накопленный правовой материал о порядке реализации права граждан России на участие в референдуме позволяет с полным основанием ставить вопрос о кодификации разрозненных и подчас противоречивых нормативных правовых актов. Богатый опыт в этом отношении имеется в Бельгии, Франции. В этих странах действуют избирательные кодексы, представляющие собой комплексные акты, в которых содержатся практически все институты такой важнейшей подотрасли конституционного права, как избирательное право.
За годы, прошедшие с момента принятия ФКЗ «О референдуме», законодательная работа в части совершенствования механизмов реализации избирательных прав гражданами России, дополнялась и достаточно активной деятельностью Конституционного Суда в части формулирования правовых позиций по их содержанию.
Постановлениями Конституционного Суда РФ формулируются вопросы, выносимые на референдум: невозможность множественного толкования, однозначность вероятного ответа, отсутствие неопределенности правовых последствий принятого по итогам голосования решения, признаны соответствующими Конституции как гарантирующие адекватность принимаемых на референдуме решений действительной воле народа. Формулировка вопроса, выносимого на референдум, должна позволять воспринять его как единое целое, относящееся к одному уровню законодательства, обусловленному его иерархией и федеративным устройством Российской Федерации; не должно иметь место сочетание составленного в общих выражениях предложения и вопроса принципиального характера; вопрос должен быть сформулирован таким образом, чтобы правовые последствия принятого на референдуме решения были определенными по своему содержанию и по возлагаемым на соответствующие органы государственной власти полномочиям.
Анализ правовых позиций позволяет сделать вывод, что они затрагивают вопросы формы, а не содержания, скорее процессуальные вопросы проведения референдума, нежели его материальную составляющую: собственно вероятное определение вопросов государственного значения в контексте правовых позиций Конституционного Суда. Действующий ФКЗ «О референдуме» рассматривает его, по сути, как народное нормотворчество, когда правовую форму получает разработанное правило поведения, в отношении которого произведено всенародное голосование.
Исторический опыт проведения референдумов в России показывает, что формулировка вопросов, выносимых на голосование, вызывает достаточно жаркие дебаты, однако объем критики обычно охватывает соответствие предложенных вопросов положениям п. 7 ст. 6 ФКЗ «О референдуме». В связи с этим установление полномочия Конституционного Суда в части проверки соответствия Конституции содержания предложенных вопросов может быть оценено положительно, в том числе и в той абстрактной ситуации, когда на референдум выносится, например, решение вопроса о принятии новой конституции. Орган конституционного контроля в силу своего особого статуса имеет возможность толкования действующей Конституции и признания не соответствующими ей положений федерального законодательства. Эти полномочия (за исключением случая ликвидации этого органа) остаются у него и при принятии новой конституции.
В силу положений ст. 23 ФКЗ «О референдуме» Конституционный Суд рассматривает запрос Президента России о соответствии положениям Конституции инициативы проведения референдума по предложенным вопросам. Думается, можно согласиться с авторитетным мнением Н.В. Витрука о том, что было бы справедливым предоставить Конституционному Суду РФ право исключения неконституционных вопросов из числа предложенных на референдум без прекращения процедур по проведению референдума в случае вынесения решения о несоответствии Конституции инициативы проведения референдума. Орган конституционного контроля изучает и материальное содержание вопроса, вследствие чего положительное разрешение вопроса о предоставлении Конституционному Суду полномочий по проверке соответствия Конституции РФ не только инициативы проведения референдума, но и правового компонента списка вопросов, на него выносимых, имеет, как представляется, жизнеспособные перспективы. При этом такое полномочие могло бы стать и своеобразным предварительным конституционным контролем, осуществляемым в целях обеспечения общественной стабильности.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ