Социально-психологические средства и способы предупреждения обезличивания человека в коллективе

Другая форма социального влияния — конформность, которая проявляется в том, что люди могут соглашаться с мнением группы, даже если она целенаправленно действует неправильно. Одна из причин конформности — информационная: можем думать, что у группы есть информа ция, которой мы не располагаем. Вторая причина — мотивационного характера: согласны, потому что хотим, чтобы нас любили, принимали. Появление в группе несогласного меньшинства значительно уменьшает вероятность конформной поведения остальных.
Еще одна форма социального влияния — подчинения, когда человека заставляют делать то, что приказывают вопреки ее совести. Наиболее ярко этот эффект проявился в известном эксперименте, проведенном американским психологом Стэнли Милгрэма.
Слепое повиновение, согласно Стэнли Милгрэма, зависит от ситуации, особенно от психологической дистанции между действиями человека и результатами этих действий. При увеличении этой дистанции, в частности при уменьшении чувства ответственности, при дегуманизации, тенденция к покорению растет. Так, когнитивная реинтеграция (пытаться забыть о том, что жертва — человек, страдающий), благодаря которой человек уже не чувствует себя ответственным за свои действия, достигается за счет постепенного усиления агрессии, постепенного подчинения авторитету, когда каждый следующий шаг немного больше предыдущего. Ситуация, которую смоделировал С. Милгрем в эксперименте, привела к тому, что две трети людей, в нее попали, согласились причинить боль и вред другому человеку. Став на путь слепого подчинения и агрессии, они уже не смогли из него сойти.
Перед началом эксперимента С. Милгрем изучил мнения экспертов (40 психиатров), которые утверждали, что опрашиваемые будут оказывать значительное сопротивление, чтобы эксперимент не завершился. В этой ситуации ученый проверил атрибуцию (объяснение, в котором приводится конкретная примета или определенная характеристика человека в соответствии с собственных мотивов, установок) опрошенных. К сожалению, их предположения были далеки от истины и составили пример фундаментальной ошибки атрибуции — убеждение в том, что поступки людей в значительной мере детерминированы их личностными особенностями и гораздо меньше зависят от ситуации, в которую они попали.
Эксперимент Милґрема — серия классических социально-психологических у Д в экспериментов, названных так в честь психолога Йельского • университета (СЕЛА) Стэнли Милтрема, который провел их с целью изучения готовности людей подчиняться руководству и выполнять приказы, даже если их совесть протестует. Милґрем впервые описал свои исследования в 1963 году в статье, опубликованной в научном издании Journal of Abnormal and Social Psychology.
Эксперимент начался в июле 1961 года, через три месяца после начала процесса над нацистским военным преступником Адольфом Эйхманом в Иерусалиме. Милґрем задумал эксперимент, чтобы дать ответ на вопрос: «Мог Эйхман и миллионы его сообщников по Холокосту просто выполнять приказы? Можем ли мы их всех называть сообщниками?».
В эксперименте участвовали три человека: экспериментатор, исследуемой (доброволец) и актер, который представляет другого подопытного. Эти три человека выполняли три разные роли: Экспериментатор (авторитетная роль), Учитель (имеет подчиняться приказам Экспериментатора) и Ученик (получает стимулы от Учителя).
Испытуемые считали, что за каждый неправильный ответ Ученик получает настоящие удары током. На самом деле никаких электрических ударов не было. После разведения подопытного и актера по разным комнатам актер включал магнитофон, подключенный к электрошоковому генератору, воспроизводится вал предварительно записанные звуки для каждого уровня шока. После ряда увеличений напряжения Ученик начинал барабанить в стену, которая отделяла его от Учителя (подопытного). После нескольких серий таких ударов о стену и жалоб на сердечную болезнь Ученик прекращал отвечать на вопросы.
На данном этапе многие заявляли о своем желании прекратить эксперимент и проверить состояние Ученика. Некоторые птицы останавливались на уровне 135 вольт и начинали сомневаться в целях эксперимента. Большинство же продолжали наказывать Ученика за ошибки, убеждены, что они не будут нести ответственности. Если в какой-то момент подопытный выражал желание остановить эксперимент, Экспериментатор отвечал по очереди одной из следующих фраз (именно в такой последовательности):
— Пожалуйста, продолжайте.
— Для эксперимента необходимо, чтобы вы продолжали.
— Совершенно необходимо, чтобы вы продолжали.
— У вас нет другого выбора, вы должны продолжать.
Если испытуемый хотел остановиться даже после четвертой фразы, эксперимент прекращался. В противном случае эксперимент прекращался, когда испытуемый давал максимальное (450 вольт) наказание Ученику три раза подряд.
По результатам эксперимента, 26 исследуемых с 40 (65%) вместо того, чтобы сжалиться над жертвой, продолжали увеличивать на кромки до 450 вольт, пока Экспериментатор не отдавал распоряжения по кончить эксперимент.
Влияние коллектива на индивида и его основные последствия

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ