выявление основных направлений изучения морфемного состава слова на уроках русского языка в 3 классе начальной школы

Цели и задачи

Цель исследования состоит в выявлении основных направлений изучения морфемного состава слова на уроках русского языка в 3 классе начальной школы.

Введение и актуальность


Словообразовательные аффиксы обладают следующими качествами: повторяются в формах одного и того же слова; образуют новые слова; выражают словообразовательное значение. Словоизменительные аффиксы обладают следующими свойствами: различают формы одного и того же слова; образуют формы одного и того же слова; выражают грамматическое значение (рода, числа, падежа и пр.).
О.А. Пацюкова утверждает, что русскому языку свойственна тенденция к созданию сложных морфем. В качестве примера приведем следующее: -ов-+-ск/ий/ > -овск/ий/ (мартовский от март).
По типам значений морфемы бывают словоизменительные (синтаксические), формообразующие (грамматические, морфологические) и словообразовательные. Словоизменительные морфемы еще называют лексическими, что создает двусмысленность. Можно предположить, что морфемы с лексическим значением – это корни, что, безусловно, не верно. Лексическое значение проявляется всем словом, т.е. совокупностью морфем, а не только лишь корнем.
Таким образом, морфема является наименьшей и одной из основополагающих единиц языка. Она не членится на более мелкие значимые части слова. Из морфем составляются слова, с помощью которых, в свою очередь, строятся предложения. Все морфемы можно разделить на две большие группы: корневые и аффиксальные. Корень несет основную смысловую нагрузку. В нем сосредоточено главное содержание лексического значения, которое уточняется аффиксами.

Заключение и вывод

В курсовой работе рассмотрены основные направления изучения морфемного состава слова на уроках русского языка в 3 классе начальной школы. По результатам проведенного исследования можно прийти к следующим выводам:
1. Выступая в качестве той или иной значимой части слова, морфемы не представляют собой неизменяемые, раз навсегда данные единицы, а имеют различное звучание. Морфема является родовым понятием по отношению к видовым – корню, суффиксу, префиксу, окончанию и т.п. Сведения о строении слова, широко используемые в словообразовании и морфологии, позволяет получить морфемика.
2. Морфемы можно разделить на корневые и аффиксальные. Корневые и аффиксальные морфемы различаются и в структурном отношении. Корневые морфемы могут выступать в языке и как свободные, т.е. употребляться без сопровождающих их словообразующих аффиксов, и как связанные, когда они известны в языке лишь в сочетании со словообразующими аффиксами. Аффиксальные же морфемы никогда невозможны в свободном употреблении, они всегда привязаны к корню.
3. В настоящее время, согласно утвержденным программам, в третьем классе предусматривается совершенствование знаний о составе слова в связи с изучением частей речи. От ознакомления с особенностями всех морфем учащиеся переходят к изучению каждой морфемы в отдельности, и наконец, в процессе изучения частей речи создаются условия для некоторого углубления знаний о составе слова. Следует заметить, что очень важно в процессе, как подготовительных упражнений, так и тех, которые ставят целью углубить, расширить и упрочить полученные знания, решать грамматические задачи в органической связи с орфографическими.
При разборе слов по составу учитель должен очень внимательно относиться к подбору слов для работы и быть готовым дать правильное объяснение современной структуры слова и его происхождения.
4. Мы проанализировали содержание и упражнения двух учебников по русскому языку для третьего класса. Были рассмотрены учебники по русскому языку для 3 класса авторов В. Г. Горецкого, В. П. Канакиной (УМК «Школа России») и авторов А. О. Евдокимовой, С. В. Иванова (УМК «Начальная школа XXI века»).
Система упражнений, представленных в учебнике по русскому языку для 3 класса авторов В. Г Горецкого, В. П Канакиной (УМК «Школа России») организует наблюдения обучающихся над фактами и закономерностями русского языка. Задания в учебнике представлены как учебные задачи, решение которых сопряжено с методичным осуществлением целого ряда учебных действий. Выполняя упражнения, учащиеся анализируют, поясняют, сравнивают, классифицируют явления языка, делают выводы. Раздел «Состав слова» представлен в 1 части учебника. В конце раздела расположены задания по всем пройденным темам. Представленные задания способствуют закреплению полученных знаний.
Авторы учебника по русскому языку для 3 класса авторов А.О Евдокимовой, С.В Иванова (УМК «Начальная школа XXI века») выделяют три блока учебного содержания: «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи». Эти блоки взаимосвязаны, но самостоятельны. Они же являются структурными единицами учебника и представляют собой объединение уроков, реализующих определённую цель обучения. Среди упражнений для изучения морфемного состава слова встречается большое количество заданий, связанных с размышлением, обсуждением предположений, выбором и объяснением правильного ответа, поиском альтернативы и т.п.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ