Выражение информационной функции в СМИ

А. А. Мирошниченко пишет, что в годы перестройки возникла журналистика нового типа, которая ставила своей целью доносить до общества сухие факты, предоставляя читателям самим вырабатывать оценки и мнения [17, с. 15]. Однако принцип «факты – отдельно, мнения – отдельно», справедливый в отношении общего разделения журналистики на информационную и аналитическую, в реальной практике работает с трудом. И даже сам выбор факта для освещения его, например, в газете связан с определенным отношением к факту. Об этом мы постараемся сказать ниже.

1.3. Функция СМИ как реализация ролевой установки

Согласно Словарю иностранных слов функция (от лат. function – исполнение) – обязанность, круг деятельности, назначение, роль [21, с. 556].
Существуют разные подходы к выделению функций СМИ, их дифференциации. Один из подходов предлагает С. Г. Корконосенко, выдвигая на первый план понятие «социальная роль». Так же как отдельная личность играет разные социальные роли в зависимости от условий (семейный круг, работа, друзья и т. д.), периодические издания тоже, занимая определенные позиции в общественных отношениях, выполняют те или иные социальные обязанности в соответствии с запросами и ожиданиями аудитории. Ролевая характеристика строится в зависимости от количества и качественных особенностей областей социальной жизни (так называемых социетальных систем): экономической, политической, духовно-идеологической, социальной [14, с. 137].
«В соответствии с разделением общественной жизни на несколько социетальных систем, – пишет С. Г. Корконосенко, – выделяется ряд ролей прессы: производственно-экономическая, информационно-коммуникативная, регулирующая и духовно-идеологическая» [14, с. 138]. С экономической точки зрения главным в журналистике выступает ее товарная сущность, что проявляется в товарно-денежном обмене информацией. Данный автор указывает, что в этом аспекте слово «информация» не имеет для журналистики сколько-нибудь конкретного содержания, если не определены форма существования сведений и стадии работы с ними [14, с. 139].
Далее, регулирующую роль журналистика выполняет, участвуя в процессах управления обществом, самоуправления и контроля, а в идеологическом плане печать воздействует на идеологическое, морально-нравственное, художественно-эстетическое содержание общественной жизни. Что касается информационно-коммуникативной роли прессы, то данная роль способствует осознанию членами общества своего статуса и функций, согласованию всех элементов социальной системы и их взаимодействию. Именно в связи с данной ролью первостепенное значение имеет информационная природа журналистики, тогда как в других социетальных системах категория информации не является главной [14, с. 141].
В учебном пособии «Средства массовой информации России» под редакцией Я. Н. Засурского выделяются такие функции СМИ [2, c. 39], как информационная, аналитическая, развлекательная. В числе функций современных СМИ указано также формирование повестки дня (agenda setting) – фокусирование внимания аудитории на наиболее актуальных проблемах общественного развития, определение болевых точек социальной жизни, введение в зону оперативного информирования и анализа событий и явлений, имеющих значение для большинства граждан страны [2, c. 40].
Информационная функция заключается в доведении до аудитории информации о фактах жизни общества. Это, как правило, оперативная информация репортажного, новостного характера. Аналитическая функция предполагает осмысление, комментирование фактов, событий, тенденций развития тех или иных общественных процессов, организацию общественного диалога. Реализация развлекательной функции способствует отдыху, снятию напряжения, получению удовлетворения от «легкого» чтения.
Свои функции журналистика реализует посредством совокупности сообщений, текстов, сюжетов – всего того, что объединяется понятием «журналистское произведение». В числе произведений весьма разнородные материалы – от короткой заметки до очерка и фельетона (хотя в современных изданиях фельетон еще надо поискать, да и очерк в классическом варианте тоже). Речь идет о многообразии жанров журналистики, которые, можно сказать, помогают журналисту в определенной ситуации выбрать нужную позицию, с тем чтобы оптимальным образом подать информацию исходя из актуальной на данный момент задачи. Например, оперативная новость не потребует комментария, во всяком случае развернутого, и для этого случая подходит жанр заметки. Но в другой момент возникнет необходимость дать аналитический материал, и выбор жанра будет уже другой (аналитическая корреспонденция, предположим).
Информационная функция реализуется на разных уровнях. В общем плане важна сама установка на отражение текущих событий. Дело в том, что, например, рекламное издание не обладает такой установкой, хотя новости в том или ином смысле присутствуют на его страницах (например, в таком-то торговом доме появился новый товар). Издание для досуга, адресованное садоводам и огородникам, сообщает о начале очередных сезонных работ на приусадебном участке. Это тоже своего рода новость, хотя ее нельзя, конечно, сравнить с известием о назначении нового министра.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ