Вселенские Соборы христиан и их историческая роль

Цели и задачи

Целью исследования является: изучение  Вселенских Соборов христиан и их исторической роли.

Введение и актуальность


В 431 году когда было известно учение, которое распространял Несторий, по требованию Кирилла Александрийского было решено созвать церковный собор. Для этого проведения был выбран город Эфес. Там начали собираться епископы, многие из них объединились вокруг епископов Мемнона Эфесского и Кирилла, другая часть объединилась вокруг Нестория. Несмотря на тот факт, что далеко не все собрались в Эфесе, а многие были в пути, как и римские легаты, во главе с Иоанном Антиохийским большая делегация из Антиохийских епископов, Мемнон и Кирилл приняли решение открыть в городе собор. Они приглашают на собор Нестория. Несторий и его поддерживающие епископы отказываются прибыть на собор, который хотят начать Кирилл и Мемнон. Ими было предложено дождаться времени, когда большая часть епископов соберутся в городе Эфесе. Мемнон и Кирилл не обращают внимание, что многие не собрались и исключительно из своих принципов собирают собор, где анафематствуют Нестория, без присутсвия его в городе.
Кирилл председательствовал на собрании Александрийской делегации. Сначала, перед пребыванием римских легатов, он являлся и представителем римского епископа. Далее после того, как был Несторий уже анафемаствован в город Эфес, приехала Римская делегация и объединилась с собором Кирилла.
Приехавшие ещё позже в город с восточными епископами Иоанн Антиохийский отказались принять выборы собора, собранного Кириллом без них, и составили собственный собор из 43 епископов, для заседаний которого епископ Эфесский Мемнон не дал священного здания. Данное собрание лишило Мемнона и Кирилла епископства и права любого священнодействия, а прочих присутствующих в настоящем соборе отлучил от Церкви до момента их раскаяния.
Таким образом, все из противостоящих сторон держали церковных первоиерархов (где одна сторона это Антиохийский патриарх, у которого в соборе принял участие, и Константинопольского митрополит Несторий подчинённый ему, а другая сторона сразу двух первоиерархов: Римского папу и Александрийского патриарха).
Кирилла объявила Антиохийская делегация еретиком и он был низложен.
В свою очередь Александрийская делегация признала еретиком Нестория и также его низложила. Кроме этого, она исключила предыдущий Константинопольский собор и все его решения об высоком статусе митрополита Константинополя, Символ веры Никео-Цареградский, читавшийся уже и на Западе и в Константинополе.
Делопроизводство III-го Вселенского Собора - Эфесского, на котором управлял Кирилл Александрийским, также являлось далеко не идеальным. После открытия Собора Кирилл не учел во внимание что отсутствуют «восточные» епископы, а так же идут протесты от императорского представителя Кандидиана. Помимо этого, накануне открытия Эфесского Собора, 21-го июня, 21 из уже прибывших на тот момент в Эфесе 40 митрополитов сделали протест в связи с не приглашением Восточных епископов. Всем этим честным возражениям святитель Кирилл так же не придал никакого значения, начав заседания 22-го июня, что и повлекло отделение отцов Востока и проведение ими враждебного и параллельного собрания под председательством Иоанна Антиохийского, приказы императора Феодосия II об наказании св. Мемнона Эфесского, Кирилла и других важнейших лиц обоих противостоящих собраний и дальнейших двухлетний поиск единой философской формулы между Антиохией и Александрией [2].
Ради обеспечения сохранности единства с Римом, были арестованы важнейшие лица собрания епископов с присутствием Нестория, но после приказал арестовать еще и Мемнона Эфесского и Кирилла Александрийского за фактическое обвинение главным из зачитанных на собрании анафематизмов Кирилла в каннибализме, хотя и не названных прямо, самого императора, его сестры и всех допущенных к причащению Иоанном Златоустом и Несторием. Но Мемнону и Кириллу удалось скрыться и бежать в Египте, где фактически Кирилл Александрийский стал коптовым заложником и стал символом местного антигреческого национального сепаратизма, что совсем не входило в планы. Из-за этого в Египте Кирилл функционировал как «голубь мира» определенно на платформе диофелитства и диофизитства и сам требовал отречения от анафематствования Феодора Мопсуестийского и других деятелей Антиохийского богословского учения, усопших в согласии и мире с Церковью. Даже, по его мнению, Несторий мог оставаться Константинопольским архиепископом при его отказе и от понятий «Богоприимица» и «Христородица», и от особого вмешательства в дела римского и александрийского пап [7].
Собор в Эфесе установил догмат о почитании Богородицы. В ходе жестких споров и взаимных анафематизмов все же было достигнуто общее согласие в почитании Божьей Матери, что на сегодняшний день является важным для православной церкви.
Несторий в своем учении пытался привить, что Иисус Христос не является Богочеловеком в полной мере. Учил, что Мария Дева родила простого человека, который только потом уже стал Богом [8].
Собор был одним из самых противоречивых. К согласию два главных опонента, Несторий и Кирилл Александрийский, с большим трудом, пришли только через 2 года после окончания Собора в 433 году посредством императора Феодосия II.
Также на Эфесском Соборе была осуждена ересь Пелагия, который отрицал значение первородного греха и необходимость благодати для спасения. Он учил, что человек сам без помощи Бога может избавиться от греха. Он имеет волю грешить и волю не грешить.
В 7 правиле Собора говорится о том, что Никео-Цареградский Символ веры должен исповедоваться всеми епископами, и он не подлежит никакому дополнению и изменению. Эфесский собор не признаётся Ассирийской церковью Востока и почитается здесь авантюрой Кирилла Александрийского.

Заключение и вывод

Вселенский собор – это обусловленное исторически явление в христианской традиции, который связан с периодическим появлением разногласий в трактовке нравоучительных и вероучительных позиций на уровне церкви, когда появляется необходимость определить среди соперничающих позиций правоверную. Вселенский собор имеет статус уполномоченного Святым людом и непогрешимого, а это позволяет авторитетно выносить любые решения по поводу определенных догматических, судебно-дисциплинарных и церковно-политических разногласий. Статус вселенскости подразумевает присутствие на соборе самых значимых епископов или церковных представителей, признание решений собора объединенными поместными церквами, непротиворечивость выбора собора относительно традиции.
Различных традиций внутри христианства существует разное количество Вселенских соборов, но описанные церковные понятия приняты в качестве таковых поместными католической и православными церквами, их решения утверждены в рамках ортодоксального положения обязательными, хотя отдельные фразы этих положений расходятся. На Вселенских соборах выработаны фундаментальные христологические догматы, установлен статус главных епископских кафедр и их место в диптихе, отсеяны и объявлены вне закона учения, признанные еретическими. Вселенские соборы имеют, таким образом, важное значение в развитии христианской церкви, позволяют сохранять единство доктринальной и административной традиции в общецерковных масштабах.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ