Нацистский режим в Германии и его законодательная политика

Изменения, которые произошли в государственном строе Германии периода Третьего Рейха, реализовывались путем принятия актов, которые носили конституционный характер. Иными словами, произошли законодательные изменения основ конституционного строя, которые стали новой правовой реальностью государственного строительства. Произошедшие изменения государственного строя стали возможны благодаря статье 48 Веймарской Конституции, наделяющей президента Германии широкими полномочиями и ограничивающей ряд демократических прав в случае, если общественной безопасности что-то угрожает.Унификации политической жизни в стране положил начало Декрет рейхспрезидента о защите немецкого народа от 4 февраля 1933 года, который был издан Гинденбургом. Это проявлялось в возможностях полиции запрещать политические собрания, если они могли принести вред обществу, нарушить его спокойствие. Еще одним условием запрета были оскорбительные выражения в отношении имперского правительства. Естественно, вышеназванный декрет, хоть и был издан Гинденбургом, но принимался в интересах национал-социалистов, нивелируя потенциальные протесты коммунистов, как главных оппонентов. Следующий Декрет президента о защите народа и государства от 28 февраля 1933 г., так же был издан на основании указанной нами выше статье 48 Веймарской Конституции. Особое внимание заслуживает вторая статья декрета, позволившая имперскому правительству брать на себя полномочия высшего органа власти на земле, если последние не могли обеспечить восстановление общественного порядка и безопасности. На государственном строе это сказывалось постепенным увеличением степени влияния органов центральной власти на остальные земли. Данный акт мотивировал органы власти земель исполнять все распоряжения, издаваемые имперским правительством. Мы считаем, что законодательной основой изменений государственной системы является Закон в целях устранения бедствий народа и государства 24 марта 1933 года. Согласно этому акту, законы теперь могли издаваться имперским правительством, помимо предусмотренной законодательной процедуры для рейхстага. При этом допускалось отклонение законов имперского правительства от Веймарской конституции, исключая только вопросы устройства рейхстага и рейхсрата, а также прав рейхспрезидента. По сути, данный закон изменял традиционную систему разделения властей, поскольку правительство было наделено законодательными функциями. Немаловажным является тот факт, что имперское правительство могло издать закон по тому же вопросу, что и рейхстаг, тем самым следуя только национал-социалистическому законодательству, которое имело приоритет. Так же, мы наблюдаем, как этим актов нивелируется юридическая сила Веймарской Конституции, поскольку вышеназванный закон допустил отклонения от положений конституции. Еще одно важное изменение заключалось в том, что правительство могло издавать законы без подписи рейхспрезидента. Закон вступал в силу после его подписания рейхсканцлером, исключая возможность его отклонения рейхспрезидентом. В конечном итоге, в день смерти Гинденбурга, национал-социалистическое правительство издало закон о верховном главе Германской империи от 2 августа 1934 года, который объединял в себе две должности рейхспрезидента и рейхсканцлера, сосредоточивая в руках Адольфа Гитлера всю полноту власти, соответствующую главе государства. НСДАП была носительницей новой государственной идеологии и играла важную роль в жизни Третьего Рейха. Поэтому нам так же интересны законодательные изменения, которые касались партий. Первым рассматриваемым документом является Закон против образования новых партий от 14 июля 1933 года. Согласно данному закону в Германии признавалась только одна действующая политическая партия — НСДАП. Вторым актом является более значимый закон об обеспечении единства партии и государства от 1 декабря 1933 года. Так, за НСДАП закреплялся статус носительницы немецкой государственной идеологии, а также говорилось о неразрывной связи между партией и государством. При этом Национал-социалистическая рабочая партия Германии получила статус корпорации публичного права, ее устав утверждался непосредственно фюрером. Таким образом, мы можем говорить об открытом законодательном сращивании партийного и государственного аппарата. Поскольку с политического поля законодательно убрали иные партии, НСДАП на ноябрьских выборах 1933 года заняла все места в рейхстаге. Это позволило продолжать реформирование государства в национал-социалистической концепции. Основы государственного строя вновь изменялись Законом о переустройстве империи от 30 января 1934 года. Основную идею создатели видели в том, что германский народ теперь рассматривается единым и неделимым целым, поэтому рейхстаг единогласно принимает закон, который изменяет Веймарскую Конституцию. Так, упраздняются народные представительства земель, а все права областей передаются империи. Поэтому мы можем говорить о становлении новой Германии как унитарного государства, с четким подчинением центральной власти. Такое унитарное государство теперь не нуждалось в существовании старых государственных институтов, каким являлся рейхсрат. Именно поэтому закон о ликвидации Рейхсрата от 14 февраля 1934 года ликвидировал этот орган государства. Единая линия государственной законодательной политики, прослеживаемая во всех актах, заключается в унификации государственной власти. Это было обусловлено новыми задачами, которые ставило перед собой национал-социалистическое государство. Идейным стрежнем этих задач была уверенность в том, что демократические институты нехарактерны немецкому народу, который тяготел к авторитаризму.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ