Воспитание самостоятельности как качества личности подростка.

Цели и задачи

цель нашего исследования, а именно, изучение личностной сферы подростка с акцентом на самостоятельности как ведущем качестве личности.

Введение и актуальность


А Клаус Гюнтер уделяет особое внимание психологическим предпосылкам изучаемому вопросу. Он полагал, что «воспитание самостоятельности облегчает ребенку процесс освобождения от импульсивных реакций, учит его заранее продумывать свои действия, предвидеть возможные последствия ошибочных решений, рассчитывать и взвешивать риск, связанный с выбором той или иной альтернативы, короче говоря – способствует освоению и реализации рефлексивной стратегии» [4].
М.А. Данилова, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, И.Т. Огородникова, М.Н. Скаткина и др. считали, что самостоятельность – это средство повышения осознанности и действенности изучаемого, результатом эффективной организации учебного процесса, показателем умственного развития дошкольников.
Резюмируя, подытожим, что существует огромное количество взглядов на тему самостоятельности. Все эти точки зрения имеют место быть и прекрасно дополняют друг друга, раскрывая более подробно феномен самостоятельности.
Ознакомившись со многими определениями понятия «самостоятельность» можно сделать вывод: Самостоятельность –это способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно.

Заключение и вывод

В психолого-педагогической науке существует огромное количество разнообразных направлений в исследовании природы активности и самостоятельности детей. Изучение феномена самостоятельности берет свое начало еще с древних времен, представителями того времени можно считать Сократа, Платона и Аристотеля. Свое дальнейшее развитие идеи древнегреческих мыслителей получают в высказываниях Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора. Далее изучение самостоятельности получает свое развитие в трудах Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др.
Таким образом, самостоятельность как качество личности определяется как некая независимость, способность и стремление индивида совершать действия или поступки без помощи других. Отметим, что основой и необходимым условием для формирования самостоятельности является правильная организация сферы детского развития и воспитания.
В психологии считается, что степень развития самостоятельности определяется возможностью перехода к более сложной деятельности.
Анализ научных публикаций последних лет показал, что такое качество как самостоятельность является важным для гармоничного формирования личности, особенно подростковом возрасте, ввиду его специфичности. Воспитание подростка определяется сложной системой трудных взаимоотношений. В современном, требовательном мире проблема воспитания затрудняется и зачастую родителям и педагогам становится сложно справляться со своими повзрослевшими детьми и учениками. Современная картина мира требует все более тщательного контроля над подростками. К сожалению именно в подростковом возрасте совершается большинство правонарушений, что является отрицательным проявлением кризиса подросткового возраста.
Полагаем, что важнейшим и приоритетным качеством личности, является воспитание и формирование самостоятельности. Самостоятельность, в свою очередь, трактуется как некая независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи как качество, которое способно преломить поведение на разных этапах жизни ребенка и как интегральное качество личности, тесно связанное с ее активностью и коллективистической направленностью.
Отметим, что в настоящее время ведется активная работа над созданием программы психологического сопровождения развития личности подростка, которая включает в себя: мотивационный, аксиологический, содержательный, инструментальный, рефлексивный, проективный блоки [22]. Для успешного развития подростка необходимо более детально изучать содержание, прорабатывать механизмы для планомерного и продуктивного его развития.
Таким образом, в данной курсовой работе были рассмотрены теоретические аспекты феномена подростковой психики, а именно эмоционально-волевой сферы, а так же изучено понятие самостоятельности как качества личности и рассмотрены способы воспитания данного качества у подростков.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ