Воспитание личности в условиях проектной деятельности

Специфика метода проекта заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт. Метод проектов хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему.
В практике дошкольной педагогики Л.И. Морозова условно выделяет четыре группы проблем, способствующих созданию и реализации проекта: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности.
Особая педагогическая значимость данной работы по организации проектной деятельности детей заключается в практико-ориентированной сущности, что позволяет оценить позицию ребенка как субъекта педагогического взаимодействия.
Система работы в дошкольном учреждении по работе с проектами включает в себя следующие блоки:
— первый блок предполагает педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира;
— второй блок способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению;
— третий блок стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.
В постановке задачи, подготовке проекта, планировании его основная роль принадлежит воспитателю и детям. В практической реализации проекта могут принимать участие дети, родители, а также все сотрудники детского сада.
По продолжительности проекты в детском саду могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев), но чаще педагоги используют длительные.
Работа педагога над проектом, включает составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода и проходит в несколько этапов:
1) постановка цели;
2) поиск формы реализации проекта;
3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на
основе тематики проекта;
4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5) определение направлений поисковой и практической деятельности;
6) организация совместной творческой, поисковой и практической
деятельности с педагогами, родителями и детьми;
7) работа над частями проекта, его коррекция;
8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Практика показывает, что педагоги часто смешивают понятия: «проектирование», «проектная деятельность» и «проектный метод». Проведем анализ этих понятий.
Проект в переводе с латинского – «брошенный вперед», это прообраз, план какого-либо объекта, дела, процесса.
Проектирование – это понятие, отражающее сам процесс создания проекта его участниками.
Понятие «проектный метод» включает в себя две составляющие – «проект» и «метод». Метод – это вариант, способ, путь обучения. Таким образом, под проектным методом можно понимать способ обучения через организацию проектов.
По мнению профессора Е.С. Полат, метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне осязаемым, реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом [9].
Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у участников проектной деятельности, что, несомненно, влечет за собой высокую мотивированную активность ребенка [10].
Проектно-исследовательская технология позволяет решать ряд образовательных задач:
•создание активной образовательной среды на уроке;
•активное вовлечение детей в учебную деятельность;
•развитие самостоятельного мышления;
•формирование навыков работы с информацией;
•формирование умений выделять проблему, определять свою позицию, подбирать пути и способы решения проблемы;
•формирование умения аргументировано и обоснованно излагать и защищать свою позицию;
•развитие коммуникативных навыков, понимания роли и значение работы в команде.
Ниже, на рисунке 1 приведена классификация видов проектов.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ