современные инструменты политики мягкой силы Германии

Цели и задачи

Цель исследования – рассмотреть эффективность применения «мягкой силы» как способа реализации внешнеполитических интересов и ее инструментов во внешней политике ФРГ.

Введение и актуальность


Также одновременно с развитием высокой культуры, Германия концентрирует свои усилия на укреплении ресурса массовой культуры, более понятной и более усваиваемой современной молодежью – так, распространением и популяризацией массовой культуры Германии занимается проект Радио-Гете «Голос Германии», который ориентирован, главным образом, на аудиторию Северной Америки. В своем практическом воплощении, деятельность данного канала направлена на освещение для иностранной аудитории событий, происходящих в Германии, деятельности немецких музыкальных групп («Rammstein», «4 CLUBBERS», «Alphaville», «Bad Habud Boys», «Bonfire», «Can», «Megaherz», и т.д.). В указанных условиях, спонсирование данного канала связано с расчетом правительства, исходя из которого, музыка будет доходить до молодого поколения быстрее, нежели обширная книга с большим количеством справочной и статистической информации, и будет более понятной и близкой по духу для молодежи, что позволит приобщить молодое поколение к немецкой культуре в целом. В свою очередь, одним из негативных проявлений данного процесса может являться тот факт, что пользователи получают не целостное представление о Германии, а выбирают лишь один, отдельный эпизод проявления немецкой культуры и, исходя из этого фрагмента может формироваться цельный и ошибочный образ реальной культуры в Германии (клишированное восприятие).
В дополнение к этому стоит отметить, что в процессе распространения, приобщения и популяризации немецкого языка, немецкой культуры также осуществляется организация ряда международных форумов, мероприятий (выставки, фестивали, ярмарки, культурные мероприятия, форумы, круглые столы, праздники – к примеру, Oktoberfest), привлекающие в Германию туристов со всех регионов мира в рамках чего также осуществляется знакомство с культурой и традициями Германии.
Применимо же к региональному уровню необходимо отметить, что регулирование культурных аспектов, включая вопросы образования, взаимодействия со СМИ входит в компетенцию земель Германии, в рамках осуществления которой каждая земля имеет свои собственные культурные программы (обладает собственной «мягкой силой»). Так, в своем практическом выражении данный тезис проявляется в проведении Лейпцигской книжной ярмарки (Лейпциг), Октоберфестом (Бавария), Берлиналом (кинофестиваль в Берлине), праздником фейерверков в Кельне. Также земли Германии занимаются на самостоятельной основе формированием культурных связей с отдельными регионами иностранных государств.

Заключение и вывод


На основании проведенного исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1. Культуре и языку в качестве социального аспекта взаимодействия отводится роль ключевого ресурса «мягкой силы» Германии, который используется для качественного проведения внешнеполитического, стратегического, регионального, экономического курса Германии с помощью укрепления культурного, идеологического, социального взаимодействия между Германией и другими государствами в разных регионах мира. Кроме этого, указанная деятельность также способствует минимизации межнациональных противоречий, открывая культуру Германии международному сообществу. В данных условиях, государство поддерживает распространение культуры и немецкого языка в других государствах, что реализуется с помощью финансирования отдельных культурных институтов, для обеспечения грамотной популяризации и конкуренции между немецким и традиционным для мира английским языком, что дополняется реализацией отдельных культурных программ в высокой и массовой культуре Германии.
2. Логичной становится поддержка со стороны государства институтов, сообществ, фондов и объединений, которые задействованы в формировании привлекательности как Германии в целом, так и немецкой системы образования, исследований и науки в частности. Следует допустить, что указанный фактор обусловлен тем, что студенты и исследователи, после прохождения обучения либо исследовательской работы в Германии, имеют все шансы стать полноценными проводниками немецкой системы ценностей после возвращения в государства своего происхождения, и по мере карьерного развития данный ресурс позволит сформировать качественные связи с немецкими представителями исследовательского, государственного и бизнес-сообщества, тогда как в случае их высокого потенциала, данные кадры могут остаться в Германии, укрепив как сам потенциал Германии, так и систему образования страны. С другой же стороны, если исследовательские, научные кадры и специалисты не возвращаются в государство своего происхождения, данный фактор является причиной истощения исследовательского и научного ресурса в отдельных государствах.
3. Германия, в контексте продвижения экономических интересов, использует выставочную деятельность в качестве важного инструмента «мягкой силы» государства в процессе внешнеполитической деятельности и достижения экономических, политических задач Германии в отдельных государствах. В своей практической плоскости, выставочная деятельность и содействие деловым контактам способствует как укреплению экономического и бизнес-взаимодействия между Германией и остальными государствами, и также, данная деятельность позволяет Германии повысить имидж государства, открытого для бизнес-взаимодействия. Также выставочная деятельность способствует укреплению контактов между немецкими и иностранными производителями, способствует притоку инвестиций в отдельные государства в рамках открытия новых филиалов немецких компаний, повышая, одновременно с культурной привлекательностью Германии, и экономический потенциал государства, приобщая представителей иностранного бизнеса к высоким немецким промышленным и бизнес-стандартам.
4. Политические фонды ФРГ, в определенном смысле, являются эталоном для организации деятельности «мягкой силы». Их деятельность обладает глобальным характером, а регионы мира, в которых она осуществляется, приоритетны для германской внешней политики. Задачи общественно-политических фондов ФРГ и общественно-политических фондов других государств в такой степени схожи, что можно говорить о единстве задач в деятельности всех общественно-политических фондов на территории зарубежных стран.
5. Перед политическим руководством Германии, научной общественностью и гражданским обществом стоит задача дальнейшего разнообразия путей, методов и средств как можно более полного использования всего арсенала инструментария концепта «мягкой силы» (в том числе публичной и культурной дипломатии). Их успех будет зависеть именно от синергии государственного и частного сектора, от власти и общественности, от правительственных и неправительственных организаций. В ФРГ сегодня сложились такие внутренне и внешнеполитические условия, когда пренебрежение возможностью и необходимостью заявить о себе на международной арене четкой, долгосрочной, стратегически взвешенной политикой публичной дипломатии объективно ведет к размыванию положительного международного имиджа страны в мире посредством заполнения информационных пробелов большим количеством мифов и стереотипов. Именно поэтому необходимо использовать весь доступный интеллектуальный и институциональный ресурс для сбалансированной политики в этой сфере, с целью исключения варианта дублирования функций и перекладывания ответственности с одного министерства или ведомства на другое, а также противостояния оппонентам, которые пытаются формировать негативный образ страны в мире.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ