Влияние конструирующих игр на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста
Цели и задачи
Цель исследования: изучить влияние конструирования на процесс развития мелкой моторики в дошкольном возрасте.
Введение и актуальность
Таким образом, мы рассмотрели виды, которые классифицируются в зависимости от материала. Теперь проанализируем еще три вида. Конструирование различают: по образцу, по условиям, по замыслу. Конструирование по образцу - первый и необходимый этап в развитии конструктивной деятельности. Оно может быть двух типов: «элементного» и «модельного». Конструирование по образцу «элементного» типа предполагает воспроизведение из кубиков постройки по готовому образцу, на котором хорошо видно, из каких элементов он выполнен. «Модельного» типа предусматривает готовый образец, но на нем не видны составляющие его элементы, и ребенок должен воспроизвести предложенную модель из отдельных кубиков. Расчлененный «элементный» образец целесообразно применять лишь в самом начале овладения конструктивной деятельностью. Длительное использование этого вида конструирования не способствует развитию творческой деятельности ребенка. Более эффективным оказывается использование целостного, нерасчлененного образца и образца в виде рисунка. Конструирование по условиям предусматривает создание ребенком постройки на основе требований, выдвинутых взрослым. Этот вид предполагает усвоение детьми зависимости конструкции предмета от его назначения, умения считаться с предъявляемыми условиями, выполнить их. В процессе игры ребенок научается решать задачи различными способами на основе одних и тех же условий. К концу дошкольного возраста дети могут успешно выполнять постройки, отвечающие достаточно разнообразным и сложным условиям. Дошкольники широко используют и конструирование по замыслу. Они охотно применяют постройки по замыслу для развертывания сюжетно-ролевой игры. Этот тип не только развивает специальные способности ребенка, но и способствует активному формированию важных навыков общения. Дети научаются согласовывать свои планы и действия, проявлять инициативу, отстаивать свои предложения, уступать, помогать друг другу, радоваться общему успеху. К 6-7 годам при условии грамотного руководства со стороны взрослого конструктивная деятельность всех типов достигает относительно высокого уровня.
Подводя итог вышесказанного, можно сделать небольшой вывод: конструирование – это, хоть и сложный, но очень распространенный вид игровой деятельности, который может быть использован в целях умственного и физического воспитания детей только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослого. Но, необходимо помнить, что процесс конструирования протекает не одинаково у разных дошкольников: все зависит от возраста, подготовленности, личного интереса ребенка, от сложности поставленных технических задач.
Перейдем ко второму пункту – проанализируем конкретные конструирующие игрушки.
Заключение и вывод
Выполнив курсовую работу на тему: «Влияние конструирующих игр на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста», мной сделаны определенные выводы.
Во-первых, конструирующие игры - это сложный вид деятельности для детей, т.к. ребёнок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку или поделку, но и обязательно при этом мыслит, делает какие-то расчеты, думает о последовательности своих действий.
Во-вторых, существует большое разнообразие материала для конструирующих игр. В зависимости от свойств материала различают виды конструирования – художественный и технический.
В-третьих, аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов является основополагающим моментом в конструировании. На ее основе ребёнок планирует ход конструирования, создаёт замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход. Совершенствование аналитико-синтетической деятельности создаёт основу для конструктивного творчества дошкольника.
В ходе исследования работы было определено, что основной предпосылкой формирования детского конструктивного творчества является развитие представлений детей о пространственных свойствах и отношениях предметов. В соответствии с определенной воспитательной программой дети должны овладевать элементарными пространственными ориентировками, начиная с младшего возраста. Задача заключается в том, чтобы научить детей использовать эти знания в конструирующих играх.
Ниже приведены несколько рекомендаций, которые, на мой взгляд, могут помочь в реализации эффективного овладения конструктивными навыками у дошкольников. Для того, чтобы дети могли лучше развиваться, необходимо:
Создать предметно-развивающую среду для творческого саморазвития личности ребенка;
Организовать работу по конструированию и ручному труду: распланировать занятия; организовать рабочее место или уголок труда;
Воспитателю заранее планировать содержание образовательной деятельности, определять вид конструирования, подбирать материалы и инструменты;
Необходимо практиковать в дошкольных учреждениях игры, которые развивают ловкость, силу, умения попадать в цель, укрепляют глазомер, развивают мелкую моторику рук;
Нельзя подходить к детям разных возрастов с одинаковой меркой. У каждого возраста свои развивающие игры, которые с возрастом становятся более сложными.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что конструирование, как способ развития не только мелкой моторики, но и психологических, физических, речевых характеристик ребенка, оказывает большое влияние на развитие личности ребенка в целом. Таким образом, можно сказать, что от степени развития мелкой моторики, в большей степени, зависит уровень развития речи детей. А это говорит о том, что гипотеза подтвердилась. Цели и задачи, поставленные в начале работы – выполнены.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт