Постановка мюзикла в школе

Из мюзиклов, созданных в 1950-е годы, мировую известность на театральной сцене, а затем и в кино завоевали «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу (1956), «Вестсайдская история» Л. Бернстайна (1957), «Звуки музыки» Р. Роджерса (1959). В 1960-е годы исключительный успех выпал на долю таких произведений, как «Хелло, Долли!» Дж. Хермана (1964), «Скрипач на крыше» Дж. Бока (1964). [16]
В конце 60-х годов начинается пересмотр мюзикла как жанра. Ведь появляются новые музыкальные веяния и течения — например, становится популярной рок-музыка. Итак, именно в это время зарождается такая разновидность мюзикла, как рок-опера. Этот термин изобрёл Пит Тауншенд, лидер рок-группы The Who, выпустившей в 1969 году пластинку «Томми» и указавшей на её обложке в качестве жанра «Rockopera».
Рок-опера — это театрализованное представление с сюжетом, действующими лицами и декорациями. Музыка пишется и исполняется в рок-стиле.
Рок-опера «вышла» из мюзикла и имеет корни, но отличает рок-оперу от мюзикла именно сама рок-музыка.
Рок-оперой называют оперу, которая написана автором в стиле рок музыки. В целом же, рок-оперы – это музыкальные и сценические произведения, в которых эпизодами, исполняемыми вокалистами по ролям, раскрывается сюжет. При всем этом данные арии написаны в стиле рок, а на сцене вместе с исполнителями арий могут находиться гитаристы, клавишники и другие музыканты. Музыкальный язык рок-оперы связан с использованием, как классического оркестрового состава, так и рок-ансамбля, часто в их сочетании. Манера исполнения напориста и агрессивна, интонации порождены различными жанрами рок-музыки. Применяются также элементы музыкального языка других культур от фольклорного до авангардистского, от стилизации музыки барокко до джаза и шлягера.
Проще говоря, рок-опера — это мюзикл, музыкально-сценический жанр, использующий структурные принципы традиционной оперы (сюжетная связность элементов) в сочетании со стилистикой рока. [17]
Наступают 70-е годы: сокращается количество постановок, однако декорации и костюмы новых мюзиклов становятся более роскошными, в связи с этим жанр усложняется. Также отчетливо видны два направления в американском мюзикле. Одно — «авангардное», актуальное по своей проблематике и говорящее с аудиторией «передовым» языком рок-музыки. Другое — консервативное, ориентированное преимущественно на развлекательность, на проверенные образцы и стиль предыдущих десятилетий. [18]
В самом начале десятилетия на музыкальной сцене появилось произведение, которое привлекло всеобщее внимание необычностью темы и новаторской трактовкой жанра. Рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда» по мотивам Евангелия написали два англичанина Т. Райc и Э.Л. Уэббер. Данное творение стало одним из серьёзных переломных моментов в истории мюзикла. Именно на это гениальнейшее произведение с тех пор равняются многие авторы — отголоски «Суперзвезды» слышны почти в каждой рок-опере. Успех оперы был грандиозный. По форме «Иисус Христос» не является мюзиклом в привычном понимании жанра, не случайно его и назвали рок-оперой: здесь отсутствуют разговорные диалоги, музыкальная партитура в целом достаточно сложна, а моментами даже изысканна. Но сам принцип модернизации классического сюжета, его обновление при помощи средств современной массовой эстрадной музыки — все это уже давно стало достоянием мюзикла и даже, в известной степени, его жанровой особенностью.
Гораздо ближе к традициям стоит мюзикл «Корус-лайн» (1975), признанный крупнейшей бродвейской сенсацией этого десятилетия. «Корус-лайн» означает кордебалет, точнее поющий и танцующий ансамбль, столь характерный для мюзикла. [2, с. 54]
В целом нельзя не отметить исключительного тематического и жанрового многообразия, присущего мюзиклам рассматриваемого периода. Здесь и трогательная комедия о героине популярного комикса о сиротке Энни и ее верной собачке Сэнди (1977) и близкий театру ужасов мюзикл «Суини Тодд», герой которого торгует паштетом из мяса убитых им людей (1979). Наряду с большим количеством произведений на современную тему публике предлагались костюмно-исторические мюзиклы из эпохи Карла Великого — «Пипин» (1972).
С 1985 года массовое «производство» собственных мюзиклов начинается по всему миру — сейчас их количество даже невозможно хотя бы примерно подсчитать.
Может показаться, что американский мюзикл последнего десятилетия вообще более обращен в прошлое, чем в будущее. Основательная оценка последних достижений жанра на его родине — дело будущего. [5, с. 40]
В России взаимоотношения с мюзиклом начали завязываться очень давно, правда, в несколько иной, своеобразной модификации этого жанра. Однако первые подступы к мюзиклу шли так же, как и в Америке – через джаз. Это случилось в фильмах Г.Александрова, и особенно – в «Веселых ребятах» с участием джаз-банда Л.Утесова.
Начиная с середины 1960-х, предпринимались и многочисленные попытки постановок мюзиклов на советской сцене. В Ленинградском театре им. Ленинского комсомола была даже поставлена «Вестсайдская история». Был ряд настоящих прорывов в сторону мюзикла. Они были, как правило, связаны с рок-творчеством российских композиторов. Так, совершенно неожиданным выглядел спектакль «Свадьба Кречинского» в Ленинградском театре оперетты. И, конечно, Ленкомовские спектакли М. Захарова — «Тиль», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось».
Гораздо более серьезным поводом для разговора мог бы стать оригинальный российский мюзикл. Первый, сделанный с должным размахом и сопровождаемый грамотной продюсерской работой «Норд-Ост». Однако трагедия с заложниками на Дубровке, кроме остальных ужасных последствий, разом обрубив успешный проект, похоже, отбросила российский мюзикл далеко назад. Возрождения Норд-Оста не получилось, психологический груз происшедшего оказался непосильным. [17]

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ