Управление организационным поведением персонала в условиях стресса.
Цели и задачи
Целью данной работы является исследование современного состояния развития управления профессиональным стрессом в организациях и определение ближайших перспектив развития управления организационным поведением персонала в условиях стресса.
Введение и актуальность
Таким образом, от исследования стресса как явления, профессионального стресса наука пришла к пониманию необходимости поиска способов и методов управления стрессом, что привело к возникновению нового направления – стресс-менеджмента. Инструменты стресс-менеджмента используются в том числе в управлении организационным поведением персонала в условиях стресса.
1.2 Управление стрессом в организации в работах современных исследователей
В работах современных исследователей управление стрессом в организации рассматривается с различных позиций.
Так, А.Р. Сардарян и М.А. Бурчакова (2012) рассматривают управление организационным поведением персонала в условиях стресса с позиции социально-ориентированного управления . По их мнению, современным компаниям необходимо в полной мере осознавать опасность стресса, уметь диагностировать стрессовое состояние у сотрудников, выявлять и устранять его причины, применять базовые и современные методики преодоления стресса в организации, разрабатывать программы профилактики стресса на рабочем месте.
В свою очередь, Ю.А. Опарина (2014) рассматривает управление организационным поведением персонала в условиях стресса как инструмент повышения эффективности организации. По мнению автора, организация мероприятий по управлению стрессом позволяет минимизировать негативные последствия стрессовых состояний персонала, проявляющиеся в снижении производительности трудовой деятельности персонала, их работоспособности, потерях рабочего времени, нарушениях трудовой дисциплины, ухудшении социально-психологического климата в коллективе и др.
Схожая идея прослеживается у С.В. Зенченко и О.С. Деевой (2018), которые рассматривают управление организационным поведением персонала в условиях стресса как одну из функций управления персоналом организации . Авторы считают, что «профессиональные стрессы серьезно влияют на сотрудников организации, так как могут снизить работоспособность персонала в целом», в связи с чем профилактика стрессов персонала организации и управление стрессами должно стать неотъемлемой частью управления персоналом. Также авторы отмечают, что за рубежом данным вопросам уделяется больше внимания, чем в отечественной практике, развитие которой должно осуществляться с учетом опыта зарубежных коллег.
Авторы Е.А. Гилерович, Д.Р. Сибгатуллина (2018) исследуют управление организационным поведением персонала в условиях стресса как инструмент улучшения социально-психологического климата в организации. Работа данных авторов предполагает наличие взаимосвязи между состоянием социально-психологического климата и стресса, в связи с чем в статье рассмотрены основные факторы возникновения стресса и предложены методы снижения по каждому из них.
Проблему профессионального стресса изучали в своих трудах: Труфанова Т.А., Калмыкова О.Ю., Щербатых Ю.В., Леонова А.Б., Качина А.А. Основной объем стресса связан с эмоциональным напряжением, физическими перегрузами в профессиональной и повседневной деятельности, высоким уровнем ответственности, постоянным общением с людьми, с быстрыми темпами работы и жизни.
Сегодня стресс называют «болезнью двадцать первого века» и это абсолютно обоснованно, ведь нет ни одной организации в мире, которую бы не коснулась данная проблема. Стресс принимает форму «глобальной эпидемии».
Внимание организаций обращено в сторону стрессов по той причине, что стресс негативно сказывается на эффективности сотрудников: снижение производительности труда, текучесть, брака производства, прогулы – все это может не просто привести к ущербу для организации, но и выразится негативно по отношению к сотрудникам – увольнение, несчастные случаи и даже летальные исходы.
Таким образом, проблема профессионального стресса, приводящая к необходимости управления организационным поведением персонала, в настоящее время занимает важное место в сложившейся системе управления и организационного поведения. Нельзя сказать, что в вопросах управления организационным поведением персонала в условиях стресса имеются серьезные пробелы, поскольку существуют как фундаментальные, так и прикладные исследования по данной теме. При этом следует отметить, что современные авторы по большей части занимаются прикладными исследованиями, изучением стресса в конкретных организациях, предложениями по совершенствованию управления стрессом.
Практический опыт отечественных и зарубежных компаний в управлении персонала в условиях стресса представляет особый интерес, рассмотрим данные аспекты в следующей главе.
Заключение и вывод
В рамках исследования темы «Управление организационным поведением персонала в условиях стресса» в начале работы была поставлена следующая центральная цель: исследование современного состояния развития управления профессиональным стрессом в организациях и определение ближайших перспектив развития управления организационным поведением персонала в условиях стресса. Для достижения указанной цели были поставлены задачи исследования теоретических основ и практического опыта отечественных и зарубежных компаний.
В первой главе рассмотрены теоретические основы управления организационным поведением персонала в условиях стресса, в частности, проведен анализ степени изученности управления организационным поведением персонала в условиях стресса, рассмотрена тема управления стрессом в организации в работах современных исследователей. Выявлено, что от исследования стресса как явления, профессионального стресса наука пришла к пониманию необходимости поиска способов и методов управления стрессом. Это привело к возникновению нового направления – стресс-менеджмента, инструменты которого используются в том числе в управлении организационным поведением персонала в условиях стресса.
Вторая глава посвящена анализу отечественного и зарубежного опыта в управлении профессиональным стрессом.
Анализ отечественной практики показал, что российские компании используют некоторые инструменты управления организационным поведением персонала в условиях стресса, но нельзя сказать, что применение подобных практик широко распространено. Исследование практики российских компаний также показывает, что в вопросах управления организационным поведением персонала в условиях стресса имеется огромных потенциал к развитию, большинство компаний не уделяют достаточного внимания управлению стрессом.
Анализ зарубежной практики свидетельствует о наличии обширного опыта профилактики и управления профессиональным стрессом. Все эти методы свойственны странам, которые обладают своими национальными особенностями. На примере рассмотренных стран российским компаниям также можно выстроить свою высокоэффективную систему профилактики и регулирования стресса персонала.
Также во второй главе определены ближайшие перспективы развития управления профессиональным стрессом в современных организациях. Предполагается, что в ближайшей перспективе управление организационным поведением персонала в условиях стресса будет развиваться направлении развития индивидуализации организационных программ профилактики и управления стрессом.
Таким образом, цели и задачи данной курсовой работы достигнуты в полной мере.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт