СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РУКОВОДИТЕЛЯ И КОМАНДНОЙ РАБОТЫ В БИБЛИОТЕКЕ

Как можно заметить, структура личности разнообразна и включает в себя несколько важных составляющих. Каждый из них участвует в формировании особенностей личности, которые в свою очередь, влияют на выбор стиля руководства. Понимание лидерства непосредственно связано с понятием «авторитет», поскольку формальный руководитель в некоторых случаях может не иметь авторитет у всех непосредственных подчиненных, в то время как лидер обязательно пользуется авторитетом [49, с. 31].
Авторитет — это социальная роль, которую выполняет лидер, с ней связаны ожидания окружающих.  так, например, от лидера ожидается что он с меньшей вероятностью допускает ошибки, а его личное мнение чаще оказывается правильным. Выделим несколько факторов, определяющих меру авторитетности руководителя:
– личностные особенности руководителя;
– организаторские способности и мотивационный потенциал лидера группы;
– привлекательность личных ценностей и идеалов для управляемой группы;
– реализуемый стиль управления [42, с. 13].
Как можно заметить, формирование авторитета снова связывается с личностными качествами и ценностями, что является социально-психологическим аспектом. Закономерно, что личности, на основании своих ценностей, убеждений, характера формируют определенный стиль руководства.
На библиотеку, как и другую организацию, воздействуют те же факторы внешней и внутренней среды, (макро- и микросреды), которые были рассмотрены выше.
Социальное пространство, в котором функционирует каждая библиотека, оказывает существенное влияние на социально-психологический климат ее коллектива. Среди факторов макросреды, воздействующих на социально-психологический климат библиотечного коллектива, можно назвать:
1. Особенности общественно-экономического устройства страны. Переход к рыночной экономике вызвал множество перемен. У библиотек появились новые возможности дополнительных доходов, связанные с развитием коммерческой деятельности. Эти возможности рождают инициативу, дают уверенность в завтрашнем дне, положительным образом влияют на настроение всего коллектива. С другой стороны, в обществе происходит переоценка ценностей, и такие понятия как духовность, порядочность, взаимовыручка стали играть меньшую роль. На первый план вышли материальные ценности.
2. И библиотека в целом, и каждый библиотекарь в отдельности является представителем своей эпохи, определенного исторического периода общественного развития. Наша эпоха – это время бурного развития информационных технологий. Компьютеризация библиотечного труда с одной стороны облегчает и ускоряет все процессы в библиотеке, а с другой стороны предъявляет определенные требования к библиотечным работникам. Сотрудники библиотеки обязаны уметь пользоваться компьютером, что для некоторых представляет проблему.
3. Управленческие воздействия министерств, ведомств, административных органов. Все эти организации, в систему которых входит библиотека, воздействуют на нее посредством множества нормативно-правовых актов различного уровня: федерального, регионального, местного.
4. Многообразные партнерские связи библиотеки с различными образовательными, социальными, книготорговыми, культурными организациями и другими библиотеками.
5. Уровень взаимосвязи и с читателями, и со всеми жителями района. Отношение читателей и жителей района к библиотеке как к нужной, необходимой организации оказывает существенное положительное влияние на психологический климат ее коллектива.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ