Основные факторы спроса и предложения: значение и проблемы измерения

Важнейшим фактором, влияющим на ценовую эластичность предложения, является мобильность экономических ресурсов. Чем быстрее производитель может организовать дополнительные поставки товара на рынок, тем эластичнее его предложение. Поэтому важным фактором, влияющим на эластичность предложения, является время.
Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.
1. Краткосрочный период характеризуется тем, что этот период слишком короткий для осуществления фирмой каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Предложение в этом случае является неэластичным.
2. Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения объемов производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.
3. Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль в случае расширения спроса или уход фирм при условии сокращения спроса на данную продукцию Эластичность предложения в этом случае будет выше, чем в двух предыдущих случаях[4, стр. 78].
Кроме этого, эластичность предложения товара зависит от структуры издержек предприятия, степени загрузки производственных мощностей, наличия свободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую.
Ценовая эластичность предложения имеет существенное значение при определении налоговой политики государства. С помощью этого показателя можно определить, какую часть налога от продажи реально выплачивает предприниматель из своей прибыли, а какую — потребитель, соглашаясь на более высокую цену товара. Если предложение является эластичным, большая часть налога падает на потребителей, а если неэластичным — на производителей.
Спрос не может привести к потреблению, если на рынке отсутствует предложение товара, т. е. произведенных товаров, выставленных на рынке для продажи. Предложение тоже может быть различно под влиянием различных факторов, но общая тенденция отражается законом предложения: при прочих равных условиях предложение растет с ростом цены[17, стр. 95]. Происходит это потому, что цена является важнейшим стимулом для производителя: чем выше цены, тем выгоднее выпускать больше изделий. Наличие прочих равных условий предполагает, что изменились только цены на данный товар, а все остальное неизменно. Поэтому и у производителей остались прежние условия производства: та же технология, те же цены на факторы производства, и следовательно, те же издержки производства на единицу продукции. Но цена на рынке возросла, и разница между ценой и издержками увеличилась, значит, увеличилась и прибыль производителя.
Посмотрим, как отражаются изменения предложения в зависимости от цены на графике, но сначала сведем исходные данные в табл. 2. В качестве примера берем тех же цыплят.
Таблица 2
Зависимость предложения от уровня цен
Цена 1 кг цыплят, руб. Величина предложения, кг
50 26 000
45 24 500
40 22 000
35 21 000
30 20 000
25 17 000
20 15 000
15 12 000
10 10 000

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ